Социологический энциклопедический словарь

4651 термін |

ЛУНАЧАРСКИЙ АНАТОЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

Луначарский Анатолий Васильевич (1875-1933) - деятель большевистской партии и советского государства, публицист, философ, историк и теоретик культуры. Образование получил в Первой Киевской гимназии (1887-95) и Цюрих. университете (1895-98), где посещал, в частности, философский и биопсихологический семинар Р. Авенариуса; в конце 90-х гг. сблизился с группой "Освобождение труда"; один из пяти членов "литературной группы большевиков", соредактор газет "Вперед" и "Пролетарий". В 1909 примкнул к группе "Вперед" (А.А. Богданов и др.) и оказался вне партии большевиков; в мае 1917 вошел в Петербург, группу "межрайонцев" (Л. Троцкий, В. Володарский, М. Мануильский, М. Урицкий и др.), вместе с которыми вновь был принят в большевистскую партию и стал активным участником Октябрьской революции; в 1917-29 - нарком просвещения, в 1929-33 - председатель ученого комитета при ЦИК СССР. Культурологическая концепция Луначарского сформировалась еще в дооктябрьский период, когда он присоединился к группе Богданова, выдвинувшего, в числе прочего, идею "пролетарской культуры". В развернувшейся в 1913 в социал-демократической печати дискуссии по проблемам культуры Луначарский занял промежуточную, "центристскую" (между сторонниками и противниками идеи "пролетарской культуры") позицию, сохранив ее в общем до конца жизни. Основные положения культурологической концепции Луначарского дооктябрьского периода: культура - понятие, противопоставляемое природе; это - все продукты человеческого труда; основа развития культуры - взаимодействие между человеком и природой; классовость - принцип культуры, кроме первобытной и будущей социалистической; нац. основа культуры, возможно, останется навсегда, но человечество неудержимо идет по пути интернационализации культуры; интернационализм не предполагает уничтожения национальных мотивов в общечеловеческой симфонии, а лишь их гармонию; единые особые, внутренне связанные культуры вырастают на почве интереса общественных групп, но эволюция культуры к ее вершинам заключается в формировании творческих личностей; господствующие классы накладывают на культуру особый отпечаток, культура диктуется правящим классом, хотя не он непосредственно ее создает; материальная - созидается трудовыми классами, а тонкие формы духовной культуры - интеллигенцией; угнетенные классы до нек-рой степени приобщены к господствующей культуре, но уже при капитализме рабочий класс начинает ковать свою культуру в теоретической (марксизм), политической и экономической областях, в формах борьбы и организации, в формах быта; возникает также пролетарское социал-демократическое искусство в том же смысле, как искусство христианское, буддийское или эллино-греческое; культура угнетенных классов - это бедная, классовая, резко обособленная культура; классовая, пролетарская культура - органическая метаморфоза общечеловеческой культуры; история истинно человеческой, внеклассовой победоносной, светлой культуры начнется только с победы социализма. Эти общие положения культурологической концепции Луначарский вырабатывал и совершенствовал в своих многочисленных литературоведческих, литературно-критических, социально-политических и философских статьях. В 20-е гг. у Луначарского во взглядах на культуру появились новые акценты: его высказывания о "Бесчеловечности" культуры вызвали критику сторонников чисто классовой культуры - и он стал отстаивать мысль об относительности "общечеловеческого" в культуре; ужесточилась критика современной буржуазной культуры как культуры якобы "изживающей себя"; умножились филиппики против "упаднического", "глупого", "развратного", "буржуазного искусства", "чесавшего пятки буржуазии"; буржуазный строй представлялся как строй варварский и менее культурный, чем, скажем, античный. Луначарский доказывал, что все великое в нынешней культуре - антибуржуазно, что из наследия капитализма нельзя воспользоваться даже малой долей; настаивал на необходимости "лабораторного строительства" особой, самостоятельной, абсолютно пролетарской культуры, подчеркивал нетождественность пролетарской и социалистической культуры, которая в переходный период только зарождается и будет достраиваться новыми поколениями. В программу строительства новой культуры Луначарского входило также создание крестьянской литературы.

Социологический энциклопедический словарь