Социологический энциклопедический словарь

4651 термін |

МАЛИНОВСКИЙ

Малиновский (Malinowski) Бронислав Каспер (07.04.1884, Краков- 16.05.1942, Нью-Хейвен, США) - этнограф, глава функционалистского крыла английской "социальной антропологии" (Функциональный подход в социологии). Основные полевые исследования в Меланезии (о-ва Тробриан, Новая Гвинея и др.). Интересы: вопросы экономики, пола, семейной жизни, родственных отношений, индивидуальной психологии (в 20-е гг. с т. зр. психоанализа, позже М. его противник), теория культуры, первобытного права, религии, этики, магии и "науки", этнографическая теория языка. Исходный пункт в становлении взглядов Малиновского - оппозиция эволюционистским и диффузионистским теориям культуры, а также "атомистическому" изучению культурных черт вне социального контекста как, напр., в американской культурантропологии (Боас и др.). Но перенос акцента с конструирования эволюционных стадий на "полный и ясный анализ культурной реальности", т. е. на систему социальных процессов, в настоящем времени означал, по сути, не разрыв с эволюционизмом, а возрождение мотивов органицизма внутри его же. Ввиду неспособности членов "примитивного" (дописьменного) общества рационально объяснить свои обычаи и институты, предлагалось рассматривать это общество как сравнимую с организмом естественную адаптивную систему, где за поверхностью явлений надо было увидеть, какую функциональную роль играет каждая ее часть относительно необходимых условий существования общества и потребностей его членов. "Функциональный взгляд на культуру настаивает на принципе, что в каждом типе цивилизации любой обычай, материальный объект, идея и верование исполняют некую жизненную функцию, должны решить какую-то задачу, представляют собой необходимую часть внутри работающего целого". Основная единица функционального анализа у Малиновского - институт культуры (напр., магии, религии и т. п.), объединяющий более или менее сложную совокупность родственных культурных признаков. Функциональное объяснение строилось на интуитивном выделении основных потребностей и существенных зависимостей в изучаемой культуре. Малиновский пытался связать основные биологические (первичные) потребности человека с разнообразием социокультурных условностей (артефактов) и вторичных потребностей, порождаемых самой культурой. Это разнообразие, полагал Малиновский, можно упростить и упорядочить, если рассматривать культурные вариации как своего рода "мелизмы" на основные темы добывания пищи, крова, обороны и воспроизводства. Культура выступает и как некий инструмент удовлетворения осн. потребностей человека и как совокупность артефактов, организованных традицией. Различия между культурами проявляются в закрепляемых ими способах удовлетворения потребностей и в характере передаваемых от поколения к поколению вторичных потребностей. Несмотря на то что Малиновский выводил культуру из человеческих потребностей, на деле он отдавал предпочтение культурной традиции как основному факту, формирующему индивида, его специфические нужды и умения. Наибольшую критику на Малиновского всегда навлекало то, что позже Мертон назвал " постулатом универсальной функциональности": упрощающая исходная предпосылка, будто "все элементы культуры, если эта концепция (функ-ционалистская социальная антропология.- Ред.) верна, должны быть работающими, функционирующими, активными, действенными". Иными словами, что всякое явление или событие, существующее внутри описываемой системы, в каком-то отношении будет благоприятно для нее. Обычно в этом постулате видят две стороны: (1) методологическое допущение, что для каждого действия и ин-та существует функция или функции; (2) содержательное утверждение о характере существующих об-в, что они не содержат нефункциональных элементов. Первое положение признается совр. методологами науки хотя и "нефальсифицируемым" (по Попперу), но эвристически полезным, ибо оно ориентирует на поиск побочных эффектов и неочевидных связей одних институтов, обычаев, родов деятельности в данном обществе с др., побуждает ставить интересные вопросы. Второе чаще всего отвергают, ибо оно подразумевает нереалистическую и малопригодную для большинства исследовательских целей модель работы (функционирования) общества как гармонично интегрированного, идеально связного и стабильного целого с внутренней саморегуляцией, охватывающей весь общественный организм. Малиновский повлиял на общую теорию социологического функционализма (особенно в США) своими идеями об интегральности каждой культуры, о сложных взаимосвязях между обществом, культурой и индивидом, поисками корней культуры в потребностях и способностях индивида как ее носителя. Но многие историки науки ценят Малиновского как блестящего полевого исследователя, для которого " поле" - исходный пункт и цель в себе. "Функционализм" Малиновского до сих пор привлекает эмпирически настроенные умы своей нацеленностью на объяснения, которые требуют только известных и наблюдаемых фактов, добытых прямым исследованием из первых рук, и обходятся без исторических догадок. Соч.: 1) Anthropology//Encyclopedia Britanni-са. 1926. 2) Culture//Encyclopedia of the social sciences. 1931. 3) A scientific theory of culture and other essays. N. Y., 1969.

Социологический энциклопедический словарь