Социологический энциклопедический словарь

4651 термін |

МАННГЕЙМ

Маннгейм (Mannheim) Карл (27. 03.1893, Будапешт-09.01.1947, Лондон) - немецкий философ и социолог, один из создателей знания социологии. Учился в университетах Будапешта, Фрайбурга, Гейдельберга, Парижа. Взгляды Маннгейма формировались под влиянием идей Д. Лукача, Б. Залоша, Э. Ласка, Риккерта, Э. Гуссерля, М. Вебера, Шелеpa - в традициях неокантианства, феноменологии, марксизма (в трактовке раннего Д. Лукача). После падения Венгерской советской республики (1919) эмигрировал в Германию. С 1925 г.- приват-доцент философии Гейдельберг-ского университета, с 1929 г.- профессор социологии и национальной экономики на кафедре Ф. Оппенгеймера во Франкфурте. С 1933 г., эмигрировав в Великобританию, читал лекции по социологии в Лондонской школе экономики и политической науки, с 1941 г.- в Институте образования при Лондонском университете, где в 1945 г. стал профессором педагогики. Незадолго до смерти - руководитель отдела ЮНЕСКО. Является инициатором и редактором "Международной библиотеки по социологии и социальной реконструкции", способствовал конституированию социологии как учебной дисциплины в Англии. В первый, "немецкий", период, наиболее продуктивный с творческой точки зрения, Маннгейм занимался проблемами интерпретации "духовных образований", теорией познания сначала в русле философии культуры (Seele und Kultur. Budapest, 1918) и гносеологизма (Die Struktur-analyse der Erkenntnistheorie. В., 1922), затем разработал собственную философско-социологическую методологию - социологию познания, или социологию мышления (Historismus. 1924; Das Problem einer Sociologie des Wissens. 1925; Ideologische und soziologische Interpretation der geistigen Gebilde. 1926). В дальнейших работах Маннгейм углубляет свою социологическую методологию, развивая ее категориальный аппарат на конкретном социально-историческом материале - исследует генезис консервативного стиля мышления в Германии, феномен поколенческого единства, проблемы конкуренции в духовной сфере, сущность идеологии и утопического сознания. Во второй, "английский", период занимался главным образом популяризацией социологии познания, развивал ее идеи в сфере теории культуры, культурной и образовательной политики. Заимствовав марксистское положение о зависимости общественного сознания от общественного бытия и социальной обусловленности познания, Маннгейм вслед за Шелером полагал, что общественное бытие не сводится только к "экономическим отношениям производства". "Социальное бытие", по Маннгейму,- это исторический жизненный процесс, естественно порождающий из себя в разные эпохи разные "центры систематизации" - реальные жизненные доминанты, которые могут носить не только экономический, но и, как, например, в средние века, религиозный или иной характер, определяя стиль эпохи. В рамках опредеделенной эпохи могут существовать различные социальные "констелляции" - естественно исторически сложившиеся расстановки социально-классовых позиций и сил. Последние обусловливают существование различных "стилей мышления", или "мыслительных позиций". Специфическая задача социологии познания - соотнести "духовные образования" с социальными позициями их носителей. Это соотнесение выявляет, сколь различным образом может представляться одна и та же ситуация наблюдателям, находящимся в различных позициях. Поэтому социология познания, считает Маннгейм, должна отбросить "метафизическую иллюзию о внеисторическом субъекте социального познания", выхваченном из социального контекста, мыслящего якобы с "точки зрения вечности", и признать тот факт, что различное положение познавательных субъектов в социально-историческом пространстве и времени обусловливает "релятивность" их познания - односторонность их познавательных "перспектив", относительную ложность их точек зрения. (Историцизм). Если правящий класс выдает свою идеемыслительную "перспективу" за единственно истинную и пытается обосновать ее, как таковую, теоретически, то налицо,по Маннгейму, "духовное образование", которое называется "идеологией". Любая " идеология", по Маннгейму,- это апология существующего строя, теоретизированные взгляды класса, добившегося господства и заинтересованного в сохранении статус-кво. "Идеологиям" всегда противостоят "утопии", как правило недостаточно теоретизированные, эмоционально окрашенные "духовные образования", порожденные сознанием оппозиционных, угнетенных классов, слоев, групп, стремящихся к социальному реваншу, а потому столь же субъективно-пристрастные, как и "идеологии". По существу "утопии" ничем не отличаются от "идеологий", поскольку также стремятся выдать "часть за целое"- свою одностороннюю правоту за абсолютно истинную точку зрения. С приходом к власти ранее угнетенных слоев "утопии" автоматически превращаются в "идеологии". Называя свою социологическую методологию "реляционизмом", Маннгейм пытается доказать, что она не тождественна историческо-социологическому релятивизму. По Маннгейму, существует особая социальная группа, потенциально способная вырваться из порочного круга "связанности бытием",- творческая, "свободно парящая" интеллигенция. С интеллигенцией Маннгейм связывал надежды на сохранение демократий в эпоху "массовых обществ", подверженных опасности установления тоталитарного режима фашистского типа. Идеи Маннгейма оказали большое влияние на социологическую мысль Запада. Хотя у Маннгейма не было продолжателей, безоговорочно принявших его социологическую методологию, конкретные историческо-социол. исследования Маннгейма признаны классическими (Историческая социология). Соч.: 1) Ideologic une Utopie. Bonn, 1929. 2) Diagnosis of our time: Wartime essays of a sociologist. L., 1943. 3) Freedom, pawer and democratic planning. L., 1950. 4) Wissenssociologie. Auswahl aus dem Werk. B. und Newied, 1964.МАНГЕЙМ, Contemporary Sociology Knowledge. L., 1989.A. H. Малинкин. Культурология XX век. Энциклопедия. Том второй м-я С-П., Университетская книга. 1998

Социологический энциклопедический словарь