Социологический энциклопедический словарь

4651 термін |

МИЛЛС

Миллс (Mills) Чарлз Райт (28.08.1916, Уэйко, шт. Техас, США-20.03.1962, Нью-Йорк) - американский социолог и публицист леворадикальной политической ориентации. Один из идеологов движения "новых левых", претендовал на создание "новой социологии". Испытал влияние марксизма, а также прагматизма и социологических идей Веблена и М. Вебера. Призывал общественные науки обличать пороки капиталистического общества. Согласно Миллсу, радикально настроенные представители общественных наук, отстаивающие ценности свободы, творчества и " социологического воображения", т. е. способные понять тенденции обществ, развития и связать с ними свою жизнь, могут изменить современную антидемократическую, разрушающую основные человеческие ценности социальную структуру США. Миллс стоял на позициях интеллектуального просветителя, верящего в самостоятельную силу интеллигенции и видящего в радикальном слове основную силу, способную низвергнуть господство "властвующей элиты" - союз промышленной, политической и военно-бюрократической элит. Концепцию "властвующей элиты" выдвигал в противовес марксизму. Необходимо отметить, что употрябляемое Миллсом понятие элиты отличалось расплывчатостью, что позволяло употреблять его не вполне корректно. Рассматривая буржуазное государство и его военную силу как абстрактное, автономное образование, Миллс полагал, что оно организует и направляет общественную жизнь. По мнению Миллса, постоянное увеличение военных расходов и централизация средств осуществления власти в современную эпоху дает право говорить о "политическом детерминизме" или "военном детерминизме", что, с его точки зрения, более верно, чем марксистский вывод об "экономическом детерминизме" социальной жизни. Миллс критиковал две главные тенденции в американской социологии: так называемую "высокую теорию", созданную Парсонсом, и "абстрактный эмпиризм", представленный в трудах Лазарсфельда. Теория Парсонса была, по его мнению, несостоятельна потому, что отвергала идею структурного антагонизма, мятежа, революции и внушала убеждение, что гармония интересов является естественной чертой любого общества. Кроме того, Миллс критиковал искусственный язык Парсонса, который считал ширмой, скрывающей нищету реального содержания. "Абстрактный эмпиризм", по убеждению Миллса, также не способен выделить и проанализировать насущные общественные проблемы, поскольку делает упор на сборе и обработке данных и безразлично относится к выбору объекта исследования, вследствие чего происходит обособление методологии от содержательного знания. Полемически заостряя проблему, Миллс нередко говорил о ненужности методологии вообще, утверждая, что "каждый сам себе методолог". Миллс был поборником идеи мирного сосуществования двух систем, выступал против милитаризации США. Идеи Миллса послужили важным источником формирования оппозиционного сознания в условиях буржуазного общества и для значительной части современного американких социологов явились стимулом к поиску путей радикальных изменений. В настоящее время Миллс считается предтечей радикальной социологии на Западе, одним из гланых вдохновителей движения "новых левых". Соч.: 1) Властвующая элита. М.. 1959. 2) Power politics and people. N. Y., 1963.

Социологический энциклопедический словарь