Социологический энциклопедический словарь

4651 термін |

НИСБЕТ

Нисбет (Nisbet) Роберт (30.09.1913, Лос-Анджелес, США) - американский социолог неоконсервативной ориентации, профессор Колумбийского университета. Большое место в научных исследованиях Нисбета принадлежит изучению истории западно-европейской общественной мысли, особенно "классическому" периоду формирования буржуазной социологии - второй половины 19 - начала 20 в. В работе "Социологическая традиция" он стремится доказать, что сформулированные классиками социологии: Дюркгеймом, M. Вебером. Теннисом, Зиммелем - понятия " аномия", , "классы", " отчуждение", " власть" и др. предназначались в первую очередь для понимания кризисных явлений западно-европейской культуры, которые вслед за Теннисом Нисбет определяет как "закат сообщества", выразившийся в ослаблении социальной солидарности, уменьшении роли традиций, фрагментации межлич. отношений, дегуманизации личности и т. д. Социология, по Нисбет, несмотря на ее бесспорную сопричастность научному прогрессу и духу модернизма и на либерально-демократические устремления ее виднейших представителей, представляет собой, по крайней мере в ее главной традиции, консервативную реакцию на возникновение капиталистической формации. В этом заключается " парадокс социологии". На мировоззрение Нисбета большое влияние оказали идеи Дюркгейма, которому он посвятил специальное исследование, и Тенниса. Подобно им, он сосредоточивается на изучении проблем моральных оснований социальной солидарности и сплоченности в современном буржуазном обществе, на поиске корней "сообщества". Тема "заката сообщества" приобретает у Нисбета драматическое звучание, отождествляется с кризисом мировой цивилизации в целом. В работах "Сумерки авторитета" и "Идеи прогресса" доминирует пессимизм в оценке современного этапа общественного развития, воспроизводятся идеи Ф. Ницше, А. Шопенгауэра, Шпенглера. Современная "сумеречная эпоха", считает Нисбет, демонстрирует "тупики прогресса", проявляющиеся в падении роли авторитета социальных институтов и государственной власти, моральной деградации личности, инфляции основных человеческих ценностей и т. п. Не видя социально-экономических причин кризиса капиталистической формации, в котором он винит либеральную политику и порожденную ею леворадикальную идеологию, Нисбет ограничивается констатацией кризисных явлений в сфере обществ, сознания и политической надстройки. В соответствии с духом неоконсервативной идеологии он ищет пути выхода из кризиса в возрождении и укреплении традиционных буржуазных ценностей: ратует за ослабление центральной государственной власти и усиление личной свободы, расширение прав местных общин и свободных ассоциаций, способствующих формированию "нового гражданства", выступает против равенства, в защиту частной собственности. Социол. познание трактуется Нисбетом как "форма искусства". Признавая своеобразие исследовательских методов социологии, он тем не менее сближает процесс социального познания с психологией художественного творчества, проводит параллель между социологическим описанием и художественным ландшафтом, понятием социальной роли и портретом в искусстве и т. д. Антипозитивистские установки социологической концепции Нисбета связаны с негативной оценкой им роли науки как одного из источников кризиса современной западной культуры. Подобно др. социологам неоконсервативной ориентации (Белл, Бергер, Белла), он стремится выработать новую методологию социального исследования, преодолевающую ограниченность господствующей в западном обществознании позитивистско-эмпирической концепции для того, чтобы лучше уяснить своеобразие социокультурного кризиса. Этот подход для него совпадает с социологической традицией, толкуемой как проявление консервативной идеологии. Соч.; 1) The sociological tradition. N. Y., 1961. 2) Twilight of authority. N. Y., 1975. 3) Sociology as an art form. L., 1976. 4) History of the idea of progress. N. Y,, 1980. 5) Conservatism dream and reality. Stratford, 1986.

Социологический энциклопедический словарь