Социологический энциклопедический словарь

4651 термін |

ПЛЕСНЕР

Плеснер (Plessner) Хельмут (04. 09. 1892, Висбаден-12.06.1985, Геттинген), немецкий (ФРГ) философ и социолог, один из основоположников философской антропологии как специальной дисциплины. Ученик В. Виндельбанда, Э. Ласка, X. Дриша, Э. Гуссерля. С 1926 г.- профессор в Кёльне. В годы нацизма - в эмиграции, первый профессор социологии в Нидерландах (Гронинген). С 1951 г.- профессор в Геттингене. Философская антропология строится у Плеснера на основе "научной философии жизни", дающей феноменологическое описание "ступеней органического". Живое отличается от неживого тем, что само определяет свою границу, переступая через себя вовне, и определяет себя внутри этой границы, идя внутрь, к себе как таковому, т. е. полагает само себя. Отсюда основная характеристика живого - "позициональность". Традиционным образом Плеснер различает растительную, животную и человеческую организацию, причем принцип более низкой организации, проведенный до крайних пределов, давал уже возможность более высокой формы. Животное, в отличие от растения, опосредованно включено в окружающую среду. У него есть органы для контакта с ней и сугубо внутренние органы. Для их взаимоопосредования нужен центр. Позициональность животного - центрическая. Центр как бы дистанцирован от живого тела, которое воспринимается центром как плоть. Но этот центр не осознает себя как центр. Чтобы это было возможно, нужно "зашедшее за себя Я" человека, "необъективируемый полюс субъекта". Эта эксцентрическая позициональность - главная характеристика человека. Таким образом, человеческое укоренено вне мира, вне наличного бытия. Но оно поставлено не на божественную первооснову, как у Шелера, а на "ничто". Человек, по Плеснеру, неизбежно находится в борьбе со своей рефлексией и имманентностью всех своих определений, борьбе, возобновляемой с той же необходимостью, с какой каждая следующая попытка терпит провал. Это показывают установленные им "основные антропологические законы". Закон "естественной искусственности" означает, что человек вынужден уравновесить свою "поставленность на ничто" результатами своей деятельности, квазиприродными по весомости и объективности. Но по второму закону - закону "опосредованной непосредственности" - эксцентричность человека сказывается в том, что он сознает свое сознание мира, видит, что все объективное является таковым лишь для его сознания, и разочаровывается в его непосредственности. С этим связано и необходимое несоответствие намерений и их выражения и реализации. В среде действительности все намерения "преломляются", и, видя это, человек вынужден вечно выходить за пределы сотворенного и вновь выражать себя и пытаться осуществить намерения. Отсюда третий закон - закон "утопического местоположения": человеку необходима идея мироосновы, но столь же необходимо отрицание абсолютного. Существуя как тело, в теле ("внутренний мир") и вне тела на эксцентричной позиции, человек в единстве этих трех определений есть психофизическое лицо. Но чтобы быть "лицом", человек - и это возможно лишь в силу эксцентричности - должен различать в себе индивидуальное и всеобщее "я", т. е. отличать первое, второе и третье лицо единственного и множественного числа, понимать, что и на себя, и на другого он должен смотреть, выходя за пределы единичного в сферу "мы", иначе говоря, "совместного мира", или духа. Таким образом, и социальность ("мы"), и историчность (неуспокоенность самореализации), и экспрессивность (самовыражение, в том числе и через язык) суть важнейшие антропологические определения человека и одновременно - социол. категории, позволяющие создавать сложный понятийный аппарат. Концепция П. оказала влияние на становление социологии Бергера и Лукмана, а также др. авторов в ФРГ и Нидерландах. Соч.: 1) Gesammelte Schriften. Fr./M., 1980- 1983. Bde. 1-5.

Социологический энциклопедический словарь