Социологический энциклопедический словарь

4651 термін |

ТОКВИЛЬ

Токвиль (Tocqueville) Алексис (29.07.1805, Париж-16.04.1859, Канны) - франц. политический мыслитель, социолог, государственный деятель, министр иностранных дел Франции в 1848 г. Главная тема его исследований и размышлений - исторический генезис, сущность и перспективы демократии, которую он понимал предельно широко как принцип социальной организации современного общества, противоположного феодальному. По мнению Токвиля, первая фаза генезиса демократии - образование абсолютных монархий. "В определенную эпоху все монархии становятся абсолютными... и все эти похожие явления порождены одной общей причиной. Эта общая причина - переход от одного состояния общества к другому, от феодального неравенства к демократическому равенству. Знать уже сломлена, а народ еще не поднялся, одни находятся слишком низко, другие недостаточно высоко, чтобы вмешиваться в решения власти. В течение полутора веков длился этот золотой век властителей, когда они одновременно наслаждались политической стабильностью и всемогуществом, которые обычно исключают друг друга". Революции сметают абсолютизм, но не уничтожают его наследия - централизованной государственной власти. "Демократическая революция" совершается во имя "свободы и равенства", но между этими двумя лозунгами существует противоречие, что особенно заметно обнаружилось в ходе французской революции 1789-1794 гг. Ниспровержение старого режима и полная отмена феодальных привилегий, торжество идеологии эгалитаризма сопровождались неимоверным усилением государственной власти, превратившей отдельную личность в простой инструмент, используемый для служения своим целям. " Машина управления" (une machine de gouvernement) становится все более громоздкой, всюду проникающей и могущественной. Вместо феодального неравенства устанавливается бюрократическая " иерархия функционеров", в системе которой каждый человек оказывается всесторонне зависимым от анонимной власти целого. "Эта огромная социальная власть безлична; она больше не исходит от короля, но от Государства... она - продукт и представитель всех, и подчиняет право каждого воле всех... Это особая форма тирании, которую называют демократическим деспотизмом. Нет больше социальной иерархии, нет четкого деления на классы и строго установленных рангов; народ, составленный из абсолютно похожих индивидуумов, эта расплывчатая масса, признаваемая за единственно законный источник верховной власти, но старательно лишенная всякой возможности руководить и даже контролировать свое правительство". Критика формального демократизма буржуазного общества у Токвиля несколько опережала свое время, потому что тенденции, о которых он писал, в полной мере проявились только в эпоху государственно-монополистического капитализма. Отчуждение социально-политических функций от личности дополняется, как отмечал Токвиль, уходом личности в свой собственный приватный мир, в сторону от общественных отношений. Этот феномен Токвиль называл " индивидуализмом" и видел в нем почву нового, романтического стиля искусства, изображающего человека "перед лицом природы и Бога... с его страстями, сомнениями, необыкновенными радостями и невообразимыми несчастьями". Возникновение политического деспотизма из недр демократии, по мысли Токвиля, объясняет переворот Наполеона III, к которому он до конца дней своих относился с непримиримой враждебностью. В этих условиях оплотом свободы Токвиль считал укрепление общинных учреждений и местного самоуправления, развитие добровольных ассоциаций и строгую ответственность чиновничества. Необходимым условием сохранения свободы, по Токвилю, является также распространение религиозных убеждений, по природе своей несовместимых с культом государства. Идеи Токвиля оказали влияние на М. Вебера, исходившего из антитезы индивидуальной свободы и бюрократического рационализма, и теоретиков так называемого "массового общества" концепций. Соч.: 1) L`ancien Regime et la Revolution. P., 1956.

Социологический энциклопедический словарь