Социологический энциклопедический словарь

4651 термін |

ФРЕЙД

Фрейд (Freud) Зигмунд (06.05. 1856, Фрайберг, Австро-Венгрия,- 23.09.1939, Хэмистед, близ Лондона) - австр. психолог, социальный мыслитель; создатель психоанализа - специфического психотерапевтического метода, принципы которого с течением времени были распространены на социальную философию, историю, религиоведение, культурологию и т. д. Прогрессирующая "социологизация" психоанализа продолжалась и после Фрейда. В широком смысле психоанализ охватывает всю совокупность теоретических концепций и методик различных направлений фрейдизма и неофрейдизма, включая их социально-философские и социологические аспекты (Психоаналитическая ориентация). Разработанные Фрейдом новые идеи и подходы сыграли большую роль в различных интеллектуальных, исследовательских и художественных сферах 20 в. Они основаны на гипотезе о доминирующей роли в человеческой жизни бессознательных импульсов, в основном сексуального характера. На этой гипотезе построена психоаналитическая техника, направленная на выявление бессознательных процессов, импульсов, мотиваций, влечений с целью избавления пациента от неврозов, восстановления его душевного равновесия. Проблема разрешения сексуальных коллизий - в том числе на самых ранних этапах - имеет, согласно Фрейду, решающее значение не только в индивидуальном развитии каждого человека, но и в историческом процессе. В этом ракурсе Фрейд рассматривает, в частности, возникновение государства, религии, морали, социального контроля, норм, санкций и т. п. Сублимация сексуальной энергии лежит, согласно Фрейду, в основе социо-культурной, художественной и других видов человеческой деятельности. Со временем, впрочем, сексуальный " монизм" все больше уступал у Фрейда место сексуальному " дуализму": сексуальные инстинкты превращаются в его доктрине в " инстинкт жизни" - Эрос, наряду с которым появляется не менее могущественный " инстинкт смерти" - Танатос. Борьба этих инстинктов между собой и с цивилизацией, взаимодействие их сублимированных и несублимированных форм, а также бессознательного и сознания и определяют, по Фрейду, природу общества, его функционирование, развитие, конфликты. Представления Фрейда о структуре общества и его динамике довольно расплывчаты. Социальную структуру он видит преимущественно в патриоцентристском плане, рассматривая, в сущности, только одну стратификационную схему: "вождь - элита - массы" (хотя он говорит иногда и о классовой структуре). Имея в виду лишь авторитарную форму лидерства, Фрейд считал, что массы всегда ищут вождя или поклоняются вождю, жаждут отказа от самостоятельности и ответственности. Идеализация вождя и идентификация с ним, с точки зрения Фрейда,- один из осн. механизмов внутригрупповой солидарности и социального господства. Среди социообразующих факторов первостепенное значение в концепции Фрейда имеют принудительные факторы, значительная роль отводится взаимным, в частности трудовым, интересам, еще большая - "социальным чувствам" - несексуальным формам эмоциональных отношений между членами группы - альтруистической любви, дружбе, которые, впрочем, представляют собой, по Фрейду, превращенную форму сексуальных импульсов. Что касается механизмов социального господства и подавления, Фрейд выделяет среди них культивирование "нарциссистского" любования социальной системой, в которой сформировался индивид, национальными и культурными традициями, что дает иллюзорную компенсадию за подавление, которому он подвергается. Другой механизм социального подавления и господства, по Фрейду, сексуальная репрессивность, выражающаяся в принудительном единообразии форм сексуальной жизни, в лишении многих лиц возможности сексуального удовлетворения, в превращении сексуальной свободы в тайную или явную привилегию господствующих классов. Главная проблема, которую пытался разрешить Фрейд,- проблема конфликта человека и общества. Отношение к социальному контролю, нормам, запретам, санкциям и т. п. у Фрейда двойственно. С одной стороны, это, по его мнению, необходимый инструмент обуздания инстинктов, без которого человечеству грозит самоуничтожение, с другой - нечто такое, что неизбежно ведет ко все большему извращению личности, к росту неврозов и т. п. Фрейд колебался между радикалистским и конформистским подходом к проблеме. Двойственно и отношение Фрейда к проблемам социальных изменений. Он склонялся то к пессимистической идее, согласно которой неизменность человеческой природы в принципе блокирует возможность существенных социальных трансформаций, то к осторожно оптимистической эволюционистской позиции, согласно которой посредством психоаналитической терапии и адекватной социализации личности может все-таки произойти фундаментальное изменение человека и общества - массы поднимутся до уровня элиты, разум станет управлять страстями, сексуальные инстинкты окажутся в необходимой степени удовлетворяемыми или сублимированными, а агрессивные инстинкты трансформируются в мирные средства управления обществом. Двойственность социальных позиций Фрейда послужила основой для возникновения в рамках фрейдизма, неофрейдизма и постфрейдизма довольно далеких друг от друга консервативных, либеральных и радикалистских социальных теорий. Несмотря на интересный анализ ряда социально-психологических механизмов и механизмов социального контроля, наиболее значимые элементы доктрины Фрейда в целом лежат за пределами его социальных изысканий. Однако историческое значение последних весьма велико. Они оказали значит, влияние на западную мысль нашего века, из них выросла психоаналитическая ориентация в социологии. Соч.: 1) Тотем и Табу. М.- Пб., 1914. 2) Я и Оно. Л., 1924. 3) По ту сторону принципа удовольствия. М., 1925. 4) Будущность одной иллюзии. М.- Л., 1930.

Социологический энциклопедический словарь