Социологический энциклопедический словарь

4651 термін |

ШЕЛЕР

Шелер (Scheler) Макс (22.08.1874, Мюнхен- 19.05.1928, Франкфурт-на-Майне) - нем. философ-идеалист, основоположник философской антропологии и антропологической ориентации в социологии, один из теоретиков феноменологической аксиологии и социологии знания как самостоятельных дисциплин. Взгляды Шелера развивались под влиянием неокантианства, философии жизни (Ницше), феноменологии Гуссерля. Обратившись к католической религиозной философии, Шелер в дальнейшем эволюционировал к иррелигированной антропологической философии и социологии, сохраняющей некоторые персоналистические и пантеистические мотивы. Социология Шелера базируется на его философско-антропологической посылке, согласно которой всякий "подлинно человеческий акт" изначально "двойственен": одновременно духовен и инстинктивен, причем в соответствии с этим он может быть направлен либо на духовное содержание (сфера идеального), либо на "жизненное" содержание, "витальное" (область реального). В соответствии с этим Шелер делил социологию на "реальную социологию", которую называл также "социологией базиса", и "социологию культуры", называемую также "социологией надстройки". Первый "конкретный факт", от которого должна отправляться "реальная социология",- это телесная организация индивидов и их отношение к остальной природе, обусловленное этой организацией. Под нею Шелер имел в виду прежде всего инстинктуальную структуру человека: голод и его инстинкты, без которых невозможно определить границы хозяйства; половой инстинкт, без которого нельзя понять институт брака; " инстинкт власти", без которого непостижимо государство и подобные ему "образования". В рамках реальной социологии инстинкты должны были рассматриваться, по Шелеру, лишь в той мере, в какой они позволяют объяснить своеобразие социальных институтов, в которых кристаллизуются межчеловеческие отношения. Специальному же анализу они должны были подвергаться в рамках философской антропологии, программу которой наметил Шелер в своих поздних работах ("Из наследства; философское миросозерцание", 1929). Различая "социологию базиса" и "социологию надстройки", Шелер стремился утвердить независимость и самостоятельность тех сфер практической "жизни" и духовной "культуры", с какими они имеют дело. Если " логика" витально-инстинктуальной человеческой деятельности - это " логика" судьбы (порядок рождения и смерти, развития и старения, которому подчинено все живое), то закон, господствующий в идеальной сфере духовной культуры,- это " логика смысла". В соответствии с этими двумя полюсами должны даваться "типологические характеристики" социологически обусловленных явлений. Каждый феномен человеческой жизни, представляющий нерасторжимое единство инстинктивно-витальных и культурно-духовных начал, классифицируется в зависимости от того, какое из этих начал оказалось решающим для его возникновения и функционирования в поле межчеловеческих связей и отношений. Шелер полагал, что социология, предметом которой являются социальные детерминации как витальных, так и культурных явлений, "соопределяет" различные аспекты (реальный и духовный) человеческого существования. В своей социологии знания Шелера подверг критике " закон трех стадий" Конта, согласно которому из трех "высших родов знания" (религии, метафизики и науки) первый и второй неизбежно должны отмереть. В этой же связи он выступал с критиками М. Вебера, который исключал из этого ряда метафизику, растворяя ее в религии. Шелер признавал необходимость всех родов знания, подчеркивая возможность их неравномерного развития, обусловленного сочетанием различных факторов, необходимых для нормального функционирования с одной стороны религии, с др.- метафизики и с третьей - науки. По мере отхода от религиозной точки зрения сам Шелер толковал религию как "освобождающее" знание вообще. Впоследствии идеи Шелера были развиты Хабермасом в его концепции естественно-научного, практического и критически-освободительного видов "познавательного интереса". Шелер оказал существенное влияние на западную социальную философию и социологию 20 в., в т. ч. на развитие антропологического направления как в правоконсервативном (Гелен, Шельский и др.), так и в леворадикальном (французская школа) вариантах. В условиях "веберовского ренессанса" на Западе альтернативу М. Вебсру пытаются искать в шелеровской социологии. Соч.: 1) Von Ewigen im Menschen. Lpz., 1921. 2) Wissensformen und die Gesellschaft. Lpz., 1926. 3) Die Stellung des Menschne im Kosmos. Darmstadat, 1928.

Социологический энциклопедический словарь