Социологический энциклопедический словарь

4651 термін |

ШМИТТ

Шмитт (Schmitt) Карл (11.07.1888, Плеттенберг - 17.03.1985, там же)- нем. (ФРГ) юрист, политолог, социолог. В 1921-1945 гг.-проф. в Грейфсвальде, Бонне, Кёльне, Берлине. Решительный критик политики и философии либерализма, теоретик тотального государства, один из первых представителей знания социологии. В 1933-1936 гг. тесно сотрудничал с нацистами, затем постепенно оказался в неявной оппозиции к режиму. Наряду с Фрайером, Шпенглером, Юнгером и др. Шмитт принадлежит к группе консервативных политологов антропологической ориентации, для которых политика являлась высшим модусом человеческого существования. Наиболее подробно эта концепция разработана Шмиттом в 1922-1933 гг., когда его основные теоретические убеждения характеризовались децизионизмом (от decisio-решение), видящим именно в авторитетном решении последний источник права. На децизионистской основе он конструирует понятие "политическое". Шмитт исходит из относительно самостоятельного существования таких областей человеческого мышления и поведения, как "моральное", "эстетическое", "экономическое" и т. д. Для каждой из них характерно "специфическое различие": доброго и злого, прекрасного и безобразного, выгодного и невыгодного. Основное политическое различение есть различение друга и врага. При этом понятие друга отодвигается на второй план. Первично понятие врага. "Враг, по меньшей мере... по реальной возможности, есть только борющаяся совокупность людей, которая противостоит другой такой же совокупности. Враг есть лишь общественный враг, ибо все, что имеет отношение к такой совокупности людей, особенно к целому народу, благодаря этому становится общественным". Борьба между ними есть борьба на уничтожение, т. е. война: Политическое - не столько сама борьба, сколько та сфера поведения людей, которая формируется ввиду реальной возможности борьбы. А поскольку политическое противостояние не основано на экономических, нравственных и т. п. принципах (они могут быть привлечены для мобилизации враждебности или же достигнуть чрезвычайной интенсивности, так что, напр., экономический конкурент становится политическим врагом; но тогда главное, что он - враг, а не то, что он-конкурент), то проблема состоит в том, кто именно принимает решение о политическом или неполитическом характере существующих ассоциаций и диссоциаций. Субъектом такого решения является верховная политическая власть, которая (но не обязательно) должна принадлежать государству. В 20-е гг. Шмитт, подобно Фрайеру, Юнгеру и др., высшей политической общностью считал государство. В 1933-1934 гг. он приходит к идее "тройного членения" политической общности на " движение" (партию), " государство" и "народ", представленный во внегосударственных и непартийных организациях (напр., профсоюзах). Одновременно он покидает почву децизионизма, переходя к "конкретному мышлению о порядке". После войны он исследует общие вопросы экзистенциального противостояния в глобальных понятиях "земля" и "море", "Восток" и "Запад", проблемы антропологического самоопределения человека через противостояние "брату" как врагу и узрение во враге "брата". Концепция Шмитта повлияла на взгляды французских правых теоретиков (Фрейнд, А. де Бенуа), активно используется неоконсерваторами в ФРГ. Соч.: 1) Der Begriff des Politischen//Archiv fur Sozialwissemchaft und Sozialpolitik. 1927. Bd. 58. Н. 1. S. 1-33. 2) Politische Theologie. Munch.-Lpz., 1934. 3) Positionen und Begriffe. Hamb., 1940.

Социологический энциклопедический словарь