ЭЛЛЮЛЬ
Эллюль (Ellul) Жак (06.01.1912, Бордо) - франц. социолог, юрист по образованию, участвовал в движении Сопротивления во Франции, в последнее десятилетие проф. университета в г. Бордо. В своих работах затрагивает различные социологические темы - проблемы техники, государства, революции, политической пропаганды, утопии, информационного общества. В 60-е гг., анализируя вопросы техники и государственной власти, выступил как социальный критик индустриального общества. В книге " Техника" (1962) (в США издана под названием "Технологическое общество") прослеживал связь техники с рационализмом, с абстрактным мышлением, современным знанием. В ряде последующих работ, например "Аутопсии революции" , ставит под сомнение прогрессивно-поступательный характер общественного развития, дает развернутое обличение прогресса во всех его наличных формах. Эллюль - член Национального совета протестантской церкви Франции (хотя религиозная тематика не занимает в его исследованиях сколько-нибудь значительного места). Эллюль считают сегодня одним из видных представителей современного "христианского гуманизма". Он, так же как и сторонники философского персонализма, провозглашает в качестве ведущей идеи мысль о достоинстве и ценности человеческой личности. Проделал определенную эволюцию от социального критицизма либерального толка к неоконсерватизму. Раскрыв в ряде работ ("Пропаганда", "Политическая иллюзия") механизм идеологического манипулирования, ввел в теорию пропаганды понятие "социологическая пропаганда", под которой подразумевается воздействие на сознание людей через образ жизни, через символику и реальный мир социального окружения. Понятие революции, по мнению Эллюля, утратило реальное содержание. Борьба против неравенства, эксплуатации, колониализма, империализма, как полагает Эллюль, в современных условиях не может стать основой революции. Нужна иная революция, которая изменит не социальные, политические и экономические структуры, а судьбы человека. Утверждая, что в современном обществе уже невозможны политические революции, Эллюль провозглашает наступление эпохи бунтов. Детальное изучение массовых движений 60-х гг., предпринятое Эллюлем, приводит его к критике утопии как формы массового сознания. В условиях современного западного общества, по Эллюлю, произошел распад системы ценностей, поэтому необходимо объявить "крестовый поход" за возрождение утраченных идеалов, за воскрешение ценностей раннебуржуазной эпохи. В последних работах Эллюль вновь возвращается к либеральной позиции,обосновывает появление "информационного общества", эры компьютеризации. Историческая роль буржуазии состоит в том, что она ввела в действие механизм индустриализации. Освобождение пролетариата и достижение "подлинного социализма" возможно без революции, ибо капитализм перестал быть главным фактором отчуждения человека. Такими факторами в настоящее время являются централизованное бюрократическое государство, превратившееся в автономную и независимую силу, и существующая как средство реализации власти и угнетения техническая система. Но как обуздать технический прогресс? По Эллюлю, контроля над техническим прогрессом можно достичь путем автоматизации производственных процессов и развития информационных систем. Именно в информатике заключена возможность выработки цивилизации, альтернативной по отношению к индустриальной. Соч.: 1) Propagandes. P., 1962. 2) The technological society. N. Y., 1965. 3) L`illusion politique. P., 1965. 4) Autopsie de la revolution. P., 1969. 5] De la revolution aux revoltes. P., 1972. 6) L`ideologie marxiste chretienne. P., 1979. 7) Changer de revolution: L`ineluctable proletariat. P., 1982.
Социологический энциклопедический словарь