ЮНГЕР
Юнгер (Junger) Эрнст (19.03.1895, Гейдельберг) - нем. писатель, политолог, философ. В годы, предшествующие нацизму - крайне правый публицист, теоретик так называемой "консервативной революции", автор ходячих политических формул (например, "тотальной мобилизации"). В годы нацизма находился в скрытой аристократической оппозиции к нему. В послевоенные годы для Юнгера характерна модернизация прежних воззрений, освобождение их от наиболее одиозных аспектов. Главное теоретическое произведение Юнгера - трактат-эссе " Работник" (1932) и примыкающие к нему небольшие сочинения разных лет ("Тотальная мобилизация", 1930; "Мировое государство", I960; " Максима - минима", 1964, и др.). Как и другие консервативные авторы периода Веймарской республики (Фрайер, Шмитт), Юнгер усматривает высший тип человеческого общежития в государстве, а не в обществе. Общество есть принцип буржуазного. Носителем "нового государства" выступает " работник": не как класс в системе общественных отношений, а как " гештальт" ("образ", "устойчивая структура"), "покоящаяся и предоформленная мощь", "высшая, задающая смысл действительность". "Власть-мощь" есть основная характеристика " гештальта" рабочего. Современное движение есть процесс его манифестации. В ходе его исчезает индивид как уникальная личность и масса как беспорядочное скопление индивидов. Функциональная заменимость человека в процессе труда и на поле боя, маска и униформа как элементы рабочей одежды и одежды воина, с одной стороны, и воинская дисциплина и распорядок - с др., сочетаются с развитием техники, которая должна оказаться в столь же тесном соединении с человеком, как органические члены. Новый миропорядок, который предвещает Юнгер,- господство, сообразное "гешталь-ту" рабочего. В "рабочем гос-ве" - воинский распорядок. Здесь "выжжено" все, что может стать источником предательства - самой большой опасности в ходе боя. Для воссоздания социальных связей, подорванных в либеральных государствах "атомизацией" и "индивидуализацией" людей, нужны меры особой жестокости, которые можно провести лишь "именем народа". Переход к такой "рабочей демократии" происходит через мобилизацию "народного решения", "мы наталкиваемся здесь на вступление партий, движений и учреждений в органическую конструкцию - новую форму единства, которую мы называем орденом и отличительным признаком которой является культовое отношение к гештальту рабочего". Члены ордена в мирное время - работники, в военное - воины. Общественный договор заменяется рабочим планом, завершенным, гибким, ориентированным на подготовку к войне. В послевоенные годы Юнгер сместил акценты. Он усматривает в перспективе "мирового господства" возможность устранения военной организации. "Тогда смог бы более чисто выступить человеческий организм как нечто подлинно гуманное, освобожденное от давления организации". Соч.: 1) Der Arbeiter. Herrschaft und Gestalt [1932]. Stuttg., 1982. 2) Der Weltstaat. Organi-smus und Organisation. Stuttg., 1960. 3) Maxima - Minima Adnoren zum cArbeiter". Stuttg., 1983.
Социологический энциклопедический словарь