История социологии: учебник

Автор: | Год издания: 2007 | Издатель: Москва: Гардарики | Количество страниц: 608

Дивись також:

МНОГОПАРТИЙНОСТЬ

форма политического представительства различных классов и слоев общества в условиях демократии. Многопартийная форма политических отношений ...

ИНТЕРЕСЫ В ПОЛИТИКЕ

(от лат. interest - имеет значение, важ­но) являются непосредственной основой политической идеологии и мотива­ми деятельности. ...

КОММУНИСТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ

стали возникать в Европе в середине XIX в. после превращения наемных промышленных рабочих в многочисленный ...

БАРНЗ

Барнз (Barnes) Гарри (Хэрри) Элмер (15.06.1889, Нью-Йорк - 1968) - американский социолог, историк культуры, публицист. ...

КЛАССЫ

(лат. classis - разряд) - большие группы людей, по теории Марк­са, являющиеся основой, на которой ...

§ 1. Краткий биографический очерк и основные этапы творчества

Карл Маркс (1818—1883) родился в Германии в небольшом городе Трире, был вторым ребенком из девяти детей адвоката Генриха Маркса, выходца из семьи раввинов, обратившегося в 1816 г. в протестантизм. С 1830 по 1835 г. учился в гимназии этого города, окончив которую продолжил образование в университетах Бонна и Берлина. В молодости исповедовал революционно-демократические убеждения, находясь под влиянием сначала философии Гегеля и Фейербаха, а затем младогегельянцев. В1841 г. Маркс получил докторскую степень на философском факультете Иенского университета за диссертацию, посвященную сравнительному описанию философии Демокрита и Эпикура. В 1842 г. стал редактором демократической "Рейнской газеты" в Кельне, после закрытия которой в 1843 г. переехал в Париж. В том же году женился на Жени и фон Вестфален. В Париже летом 1844 г. познакомился с Фридрихом Энгельсом, дружба с которым продолжалась всю жизнь. В этом городе в течение 1844—1845 гг. встречался с Гейне, Прудоном, Бакуниным, многими другими известными людьми того времени. В 1845 г. по настоянию прусского правительства был выслан из Парижа и переехал в Брюссель.

В этот начальный, ранний период творчества (1841—1848) появляются первые работы, написанные совместно с Энгельсом, — "Святое семейство" и "Немецкая идеология". Важное значение для последующего творчества Маркса имели "Философско-экономические рукописи 1844 года", в которых впервые была изложена его концепция отчуждения. В рамках раннего периода творчества постепенно формируются основные идеи, связанные с обоснованием революционного ниспровержения капитализма и руководящей роли пролетариата и его коммунистической партии в этом процессе — процессе, который должен был завершиться, по убеждению Маркса, построением социализма и коммунизма.

Эти идеи впервые были четко изложены в "Манифесте Коммунистической партии", написанном совместное Энгельсом в 1848 г. по поручению Союза коммунистов — первой коммунистической партии. Появлению названной работы предшествовали (и стимулировали ее написание) арест Маркса бельгийским правительством и высылка его (после начала революции во Франции). Он снова едет в Париж, занимается революционной деятельностью, формирует новый состав ЦК Союза коммунистов. В 1849 г. Маркс опять уезжает в Кёльн, где становится редактором "Новой Рейнской газеты". Однако и ее прусское правительство закрывает и в этом же году высылает Маркса из страны. Он уезжает в Париж, а оттуда — в Лондон, где живет до конца жизни.

В начале 1850-х гг. выхолят две очень важные работы Маркса — "Классовая борьба во Франции" (1850) и "Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта" (1852), написанные под непосредственным влиянием революционных событий 1848 г. во Франции. В них прослеживается значительное усиление теоретических позиций Маркса в том, что касается концепции классов, классовой борьбы и диктатуры пролетариата как основного условия победоносной схватки с буржуазией. В 1852—1857 гг. его теоретико-исследовательская деятельность временно прекращается (особенно в области политической экономии) в связи с необходимостью зарабатывать средства на жизнь журналистской работой. Однако в конце 1850-х гг. у него снова наблюдается повышенный интерес к экономической теории.

Его следствием стала публикация в Берлине работы "К критике политической экономии" (1859) — одной из основных в рамках зрелого периода творчества Маркса. В 1867 г. в Гамбурге выходит первый том "Капитала" — главного труда всей его жизни. В 1860-х гг. он ведёт не только теоретическую, но и практическую работу по организации международного рабочего движения. В 1867 г. под его руководством создается Международное товарищество рабочих (I Интернационал).

Анализ событий Франко-Прусской войны и Парижской коммуны (1870—1871) приводит к появлению одной из последних крупных работ Маркса — "Гражданская война во Франции" (1871), а изучение процессов, происходивших в рабочем и социалистическом движении, — к написанию книги "Критика Готской программы" (1875). В это же время публикуется на французском языке первый том "Капитала". Вслед за первым он пишет остальные тома "Капитала", однако их удалось опубликовать Энгельсу после смерти друга. Второй том был издан в 1885-м, а третий — в 1894 г.

Выделяя два основных периода в творчестве Маркса, необходимо учитывать, что первый из них (до 1848 г.), называемый в литературе периодом молодости (молодого Маркса), был, по существу, философским. Другими словами, основные работы и идеи этого периода имели философский характер. Последовавшие после 1848-го годы, называемые периодом зрелости (зрелого Маркса), имеют иную доминанту — социолого-экономическую, о чем свидетельствуют в первую очередь две его работы — "К критике политической экономии" и самый фундаментальный труд — "Капитал".

Не все его исследователи и последователи это признают. Воздавая должное Марксу-экономисту, многие авторы не считают его социологом (тем более что для этого есть некоторое формальное основание — в своем творчестве он практически ни в одной работе не использовал понятие и термин "социология"). Но со временем многие вещи становятся более понятными и яримыми. Растущее число последователей и исследователей воззрений мыслителя приходят к выводу о том, что он был блестящим социологом, оставившим нам в наследство собственную методологию социального анализа, которую необходимо знать, а при желании и необходимости — использовать. Далее о ней будет специально сказано.

Вряд ли творчество кого-либо из классиков мировой социологии становилось предметом столь ожесточенных споров, а порой и настоящих баталий, как творчество Маркса. В значительной степени они проистекали из того, что его идеи, в отличие от других мыслителей, были прямо и непосредственно использованы в социальной практике, в процессе подготовки и осуществления революций и строительства нового общества (от его оценки мы умышленно уходим). Поскольку новый социальный строй как конкретное воплощение идей Маркса многими воспринимался негативно, постольку отношение к обществу распространялось на самого мыслителя.

На протяжении ряда десятилетий в XX в. предпринимались неоднократные попытки противопоставлять "раннего" и "зрелого" Маркса. При этом доказывалось, что "подлинным", "аутентичным", настоящим гуманистом был молодой Маркс, написавший "Философско-экономические рукописи 1844 года", зрелый же период творчества, период "Капитала" был изменой самому себе и уходом от реального гуманизма. Таким образом, шел процесс "домысливания", а по существу такого истолкования Маркса, которое сделает акценты в анализе его творчества.

Уместно ли соглашаться с подобной постановкой вопроса? Любого исследователя, тем более масштаба классика науки, нужно принимать таким, каким он был, не добавляя и не убавляя ничего существенного. Маркс относился к числу тех мыслителей, которые печатались достаточно много и пробовали себя в разных жанрах, оставаясь при этом чрезвычайно требовательными к тому, что писали. Диапазон его публикаций — от газетных статей до "Капитала". Если же какие-то из написанных материалов он не собирался доводить до сведения широкой общественности (как, например, многочисленные философские и экономические рукописи), предавая их "грызущей критике мышей", значит, у него на то были серьезные основания. И не учитывать это обстоятельство нельзя. Теперь обратимся к характеристике социологической концепции Маркса.