История социологии: учебник

Автор: | Год издания: 2007 | Издатель: Москва: Гардарики | Количество страниц: 608

Специфика эмпирического социологического знания

В свили со сказанным возникает вопрос еще об одной особенности эмпирической социологии, связанной с проблемой научной специфики знания, ею получаемого. Здесь могут возникнуть, по меньшей мере, два аспекта этой проблемы. Первый способно ли эмпирическое социологическое знание быть подобным строгому естественнонаучному знанию, находиться с ним в одном ряду? Второй — может ли эмпирическое знание давать такой же точный результат в изучении социальных объектов, какой дает естественнонаучное в исследовании природных?

Ответы на поставленные вопросы содержат и положительные, и отрицательные суждения. Поскольку эмпирическая социология использует общенаучные методы, количественные оценки, логические доказательства, а также материал таких наук, как математика, теория вероятности, статистика и др., она может обеспечить получение точного результата и рассматриваться в качестве разновидности строгой, не уступающей в этом отношении естествознанию, науки.

Вместе с тем эмпирическая социология имеет дело не с физическими объектами, а с людьми, социальными общностями, их деятельностью и субъективными мнениями. Известно, что такие социальные субъекты отличаются в своем поведении самопознанием, целеполаганием и, вследствие, этот значительными флуктуациями (случайными отклонениями, колебаниями, изменениями) в деятельности и поведении. Поэтому нельзя говорить о совершенно строгом и точном социологическом описании и анализе человеческого бытия и социальной реальности — таком же, которое дается в естественных науках применительно к природным процессам.

Это обстоятельство хорошо понимали уже на заре рождения эмпирической социологии, и в первую очередь ее классики У. Томас и Ф. Знанецкий. Во введении к своей совместной работе "Польский крестьянин в Европе и Америке" *52 они отмечали "одно существенное различие между природной и социальной действительностью, которое состоит в том, что в то время как следствие физической) феномена целиком зависит от объективной природы этого феномена и может быть просчитано на основе его эмпирического содержания, то следствие социального феномена зависит к тому же и от субъективной позиции, занимаемой личностью или группой относительно данного явления, и может быть просчитано, если мы знаем не только объективное содержание предполагаемой причины, но также и значение, которое она имеет в данный момент для данных мыслящих существ" [Томас, Знанецкий. 1996. С. 345].

*52: {Thomas W., Znaniecki F. The Polish Peasant in Europe and America. Boston, 1918—1920.}