История социологии: учебник

Автор: | Год издания: 2007 | Издатель: Москва: Гардарики | Количество страниц: 608

Дивись також:

НЕФОРМАЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ МОЛОДЕЖИ

это несанкционированные властью, автономно и спонтанно возникающие молодёжные группы и движения, объединённые общими идеалами и ...

АТОМИЗАЦИЯ ТРУДА

- англ. atomisation of labour; нем. Atomisierung der Arbeit. Крайняя степень разделения труда, расчленение целостного ...

МЕНЕДЖМЕНТ КОНФЛИКТНЫЙ

(от англ. management- управление, организация) - раздел со­временной конфликтологии, изучающий проблемы управления конфликтными отношениями. Основные ...

КОММУНИЗМ

(от лат. communis - общий) - политическая теория, основанием которой является идея общественной организации, позволяющей ...

ГОСУДАРСТВО ВСЕОБЩЕГО БЛАГОДЕНСТВИЯ (БЛАГОСОСТОЯНИЯ)

термин для обозначения сущности государства в США и Европе 30-х – 70-х гг. ХХ в., ...

Отрасли социологии в сфере производства

Продолжая разговор о развитии отраслевых социологии в 1930—1940-х гг., необходимо сказать о многочисленных исследованиях социологов в индустрии, на промышленных предприятиях. Эти работы были выполнены в рамках трех тесно связанных между собой отраслей — индустриальной социологии, социологии труда, социологии менеджмента (последние две "отпочковались" от первой, выделились из нее именно в 1930-х гг.).

Социология труда имела в качестве своего предмета изучение характера и содержания труда, его социальных условий и организации, выявление факторов совершенствования отношения человека к труду — с учетом доминирующего в то время характера последнего (монотонный, конвейерный труд). По существу, социология труда выступала "ядром" индустриальной социологии. В ее рамках возникла теория и практика гуманизации труда, преследовавшая цель изучения факторов его совершенствования с точки зрения компенсации тех потерь, которые человек несет в условиях существовавших в то время типов производства. Основное внимание, естественно, было уделено поточно-конвейерному производству, поскольку именно в его условиях происходила наиболее сильная дегуманизация личности и имело место ее разрушение.

Поскольку сам конвейерный труд гуманизировать и сделать интересным, творческим было в принципе нельзя, социологи работали над тем, как скрасить сто монотонный, иссушающий ум и душу характер. Именно они рекомендовали в 1930-х гг. специальные, "гуманизирующие" конвейерный труд мероприятия, направленные на введение ряда мелких усовершенствований: создание вращающихся сидений для рабочих, введение рабочих-заместителей (которые могли бы выполнять операции вместо отлучившихся на небольшое время основных работников конвейера), организацию подсобного конвейера инструментов, разрешение курить на рабочем месте и т.д.

Практические рекомендации социологов касались и эмоционально воздействующих мероприятий: ликвидации перегородок между рабочими местами, чтобы можно было общаться во время трудового процесса; работы под музыку (ее писали композиторы специально для данного конвейера, она должна была, с одной стороны, своим ритмом совпадать с ритмом конвейера, а с другой — успокаивать); создания так называемых "шоколадных" конвейеров (параллельно главному), по которым передвигались бы шоколадки, жевательная резинка, прохладительные напитки и т.д. (цель та же самая — скрасить монотонность повседневного рутинного труда).

Если социология труда и одна из центральных ее доктрин — гуманизация труда были направлены на анализ характера и содержания непосредственной деятельности рабочего, а концепция человеческих отношений — на изучение отношений между рабочими, то социология менеджмента оказалась нацеленной на выявление специфики взаимодействий между управленцами (менеджерами) и рабочими. Эта отрасль социологии оказалась весьма значимой для системы производства и быстро развивалась в силу своей большой не только социальной, но и экономической эффективности.

Помимо теоретических разработок проблем управления на предприятиях социология менеджмента имела широкую практическую направленность. Она проявилась в регламентации и детализации отношений между менеджером и работником. Не случайно уже в 1930-х гг. социологию менеджмента называли "карманной социологией" бизнесмена. Доказывалось, что всем своим повседневным поведением менеджер должен показывать близость к рабочим, знание их жизни, заинтересованность в успехах и достижениях не только на производстве, но и в иных сферах деятельности. Признаком хорошего "менеджерского" тона считалась публичная, на виду у всех, демонстрация своего детального знания семейной и бытовой жизни отдельных рабочих. Например, социологами рекомендовалось менеджеру подойти в цехе во время смены к рабочему, тепло с ним поздороваться, спросить об успехах сына в школе, пообещать ему через отца рождественский подарок в случае хорошей успеваемости. Другая рекомендация касалась необходимости вести публичные, демонстративные беседы с рабочими (обязательно, чтобы многим было видно и слышно) относительно результатов, скажем, бейсбольных матчей, и при этом задавать вопрос о том, как сыграли "наши". Считалось, что таким образом устанавливаются неформальные отношения с рабочими и у них формируется ощущение, что они в одной "команде" с боссом.

Основная идея здесь состояла в том, что все, вплоть до последней пуговицы, должно говорить о близости руководителей к подчиненным. Отсюда и самые различные конкретные рекомендации и регламентации относительно скромных и строгих костюмов, в которых нужно приходить к рабочим, соответствующих марок машин, в которых следует приезжать на работу, и та

По мнению социологов менеджмента, двери кабинета менеджера (скажем, начальника цеха) должны быть, как правило, открыты для рабочих. В кабинете рекомендовалось иметь специальный журнальный столик с прохладительными напитками на нем и кресла, в которые могли бы сесть рабочие для того, чтобы поговорить с начальником о производственных проблемах, которые их беспокоят и являются болезненными (начиная от условий труда, в том числе и его оплаты, и кончая настроениями в коллективе). При этом исследователи (например, П. Дракер, С. Баркин, У. Диксон) писали, что лучше узнать о возникающих недовольствах от тех или иных рабочих в ходе откровенных разговоров с ними, чём ждать, когда эти отдельные неудовлетворенности выплеснутся в организованных коллективных акциях протеста (стачках, забастовках и т.д.).

Развитие многих отраслей социологической науки в 1930—1940-х гг. стало возможным благодаря ее значительным достижениям в области методологии, методики и техники конкретных исследований.