История социологии: учебник

Автор: | Год издания: 2007 | Издатель: Москва: Гардарики | Количество страниц: 608

Дивись також:

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

понятие, подразумевающее индивидуализированную форму существования социальности в ее противопоставлении политическому, фиксируя определенный уровень развития и ...

АУТСАЙДЕР

- англ. outsider; нем. Aussenseiter. 1. Индивид или группа, к-рая либо в силу собственного выбора ...

Исследование девиантного поведения и способов адаптации

Изучая дисфункциональные явления, Мертон уделил большое внимание анализу различных типов девиантного поведения, которые он рассматривал как реакцию на деформации и напряжения социальной структуры. Результатом этого исследования явилась работа "Социальная структура и аномия". Под аномией Мертон понимал особое нравственно-психологическое состояние индивидуального и общественного сознания, которое характеризуется разложением системы моральных ценностей и вакуумом идеалов. Причиной аномии он считал противоречие между "нормами-целями" культуры (стремление к власти, богатству, успеху как установки и мотивы личности) и существующими социальными нормами-средствами достижения этих целей.

Остановимся на этой проблеме подробнее. Изучая социальные и культурные источники отклоняющегося поведения, американский социолог сосредоточил внимание на типах приспособления (адаптации) к культурным целям и институционализированным средствам (нормам) людей, занимающих различное положение в социальной структуре общества. В результате им были предложены пять типов приспособления, схематично представленные в таблице 4 ("+" обозначает "принятие", "-" — "отвержение", а "+-" - "отвержение господствующих ценностей и замена их новыми").

Таблица 4

Типология способов индивидуальной адаптации

Способы адаптации Одобряемые обществом цели Одобряемые обществом средства
Конформизм + +
Инновация + -
Ритуализм - +
Ретритизм - -
Мятеж +- +-

Представленная типология в литературе определяется иногда как "классификация типов девиации Мертона" *60 . Однако у самого социолога она называется несколько по-другому — "типология способов индивидуальной адаптации" *61 .

*60: {См., напр.: Смелзер Н. Социология. М., 1994. С. 218; Кравченко С А., МнаирканянМ.0., Покровский не. Социология. Парадигмы и темы. М., 1998. С. 217.}

*61: {Merton R.K. Social Theory and Social Structure. N.Y., 1957. P. 140.}

Конформизм означает полную солидарность личности и с общественными целями, и с социально одобряемыми средствами их достижения. Этот тип личностного поведения противоположен девиантному. Он основан на зависимости человека от господствующих стандартов, мнений, стереотипов и установок с целью самосохранения, безопасности, выживания. Без наличия конформистского поведения нельзя было бы говорить о стабильности, социальном порядке и преемственности в развитии общества. Чем более широко представлен конформистский тип приспособления, тем более устойчивым и спокойным (надежным) является общественный порядок.

Все остальные типы поведения могут быть рассмотрены как в той или иной степени девиантные. Вместе с тем все они, в том числе и конформистский, выступают способами приспособления к целям и средствам их достижения, характерными для данного общества. Мертон не противопоставляет их друг другу, точно так же как не считает девиацию исключительно негативным явлением (что делают многие).

Инновационный способ адаптации предполагает согласие с общественно одобряемыми целями и в то же время поиск новых средств их достижения. В отличие от исключительно позитивной характеристики инновационного типа поведения, присущей отечественной социологии, в западных теориях и типологиях отклоняющегося поведения он трактуется более широко и многообразно, включая явно выраженные негативные средства достижения цели.

Мертон, например, пишет о таких, как использование мошенничества, рэкета, шантажа для того, чтобы стать богатым человеком (общественно одобряемая цель). Свой анализ инновационного способа отклоняющегося поведения он заключает следующей мыслью: "В обществах, подобных нашему (имеются в виду развитые капиталистические страны, в первую очередь США, но сегодня есть все основания относить к ним и Россию. — ГД), культурное акцентирование денежного успеха для всех и социальная структура, слишком сильно ограничивающая практическое использование одобряемых средств большинством, вызывают побуждение к инновационной деятельности, отступающей от институциональных норм. Но такая форма приспособления возможна только при несовершенстве социализации индивидов, позволяющей им пренебрегать институциональными средствами, сохраняя при этом устремленность к успеху" [Мертон. 1992. № 3. С. 110].

Следующий способ адаптации — ритуализм. Он характеризуется принятием общественно одобряемых, институциональных средств достижения целей, но отказом от некоторых из самих целей. В частности, это касается безудержного стремления к успеху. Для многих "ритуалистов" характерен афоризм "Высоко взлетишь — больно упадешь", отсюда для них типичны, по мнению Мертона, высказывания "Я стараюсь не высовываться", "Не нашего ума дело", "Я играю осторожно" и т.д. Как отмечает американский социолог, "это тип приспособления индивида, лично стремящегося избежать опасностей и неудач посредством отказа от основных культурных целей и приверженности любому обещающему безопасность рутинному распорядку и институциональным нормам" [Там же. С. 111].

Ретритизм как способ адаптации отмечен двумя отказами — и от общественно одобряемых целей, и от подобных же средств их достижения. Это такой способ адаптации и одновременно тип отклоняющегося поведения, который связан с уходом или даже бегством от реальности жизни (термин "ретритизм" происходит от англ. retreat — бегство). Он характерен, прежде всего, для маргиналов — бродяг, наркоманов, бомжей, душевнобольных, алкоголиков и т.д. Они создают собственную замкнутую субкультуру, которая по своей природе чрезвычайно пассивна и не направлена открыто против общества. Зато последнее, как правило, не приемлет ретритизм в достаточно жесткой и агрессивной форме, требуя от государства непримиримой борьбы с ним. Ретритизм презирают потому, что относящиеся к этому способу адаптации и типу отклоняющегося поведения люди отказываются от стремления к успеху как главной цели жизни и от принятых в обществе институциональных средств ее достижения. По существу, ретритизм означает способ самоизоляции от общества, отказа от взаимодействия с ним.

Наконец, пятый способ адаптации и вместе с тем тип девиации — мятеж. Он означает отрицание господствующих в обществе целей и средств и их замену новыми. В сравнении с ретритизмом, который также отвергает принятые в обществе цели и средства, мятеж как способ отклоняющегося повеления характеризуется внутренней и внешней активностью его субъектов, готовностью изменить "общество в корне, даже путем социальной революции. Мятеж — это наиболее радикальный способ адаптации, возникающий тогда, когда существующее общество в каких-то важных аспектах своей жизни исчерпало себя — как с точки зрения целей, так и принятых в нем средств его изменения.

Рассмотренная типология отклоняющегося поведения и способов индивидуальной адаптации свидетельствует о том, что личность пытается противостоять аномии, вырабатывая определенные приспособительные реакции. Именно эти пять способов адаптации, охарактеризованные Мертоном, и есть основные пути поиска равновесия между личностью и обществом. Причем важно отмстить, что ищет их, прежде всего не общество, а индивид. Своим положением в обществе озабочен в первую очередь он сам. Задача современных развитых социальных систем — пойти ему навстречу, облегчить поиск взаимопонимания, своеобразного "консенсуса", создать благоприятные условия деятельности, которые снизили бы до минимальных пределов возможности социальных отклонений в поведении.

Подведем итог. Развитие социологической теории в трудах П. Сорокина, Т. Парсонса, Р. Мертона сыграло громадную роль и в американской, и в мировой социологии. Были созданы концепции, которые не только противостояли засилью эмпиризма в социологии, но и направлялись на объединение, синтез теорий, методов и социальных фактов, добываемых в ходе конкретных социологических исследований. Концепции и теории, созданные названными выше социологами, определили развитие этой науки на многие годы и десятилетия, оказав существенное влияние на процесс возникновения новых парадигм, направлений, течений и школ. Структурный функционализм (несмотря на его критику в 1960—1970-х гг.) и по сей день остается одной из основных парадигм мировой социологии. Более того, многие его идеи оказались использованы неофункционализмом в 1980-1990-х. гг. Интегральные теории определили тенденции развития социологии в последние 15 лет. Теория "среднего ранга", как и ранее, является хорошим средством, предохраняющим, с одной стороны, от излишне абстрактного теоретизирования без использования материалов конкретных исследований, с другой стороны, от "ползучего эмпиризма", от увлечения сбором конкретных данных без их должного теоретического осмысления на уровне рабочих гипотез.

"Великая теоретическая троица" (Сорокин, Парсонс, Мертон) и сейчас продолжает оставаться великой. Каждый из трех социологов давно "канонизирован" в мировой социологии и приобрел статус ее классик (причем Мертон, как отмечалось, продолжает оставаться живым классиком). Их творчеству посвящаются книги, сборники научных трудов, материалы национальных и международных конференций и семинаров.

Вопросы и задания

1. Расскажите о жизненном пути и дайте общую характеристику творчества П. Сорокина в американский период его деятельности.

2. В чем состоит существо основных положений работы Сорокина "Социология революции"?

3. Проанализируйте концепцию социальной стратификации и социальной мобильности Сорокина и покажите ее современное значение.

4. Охарактеризуйте концепцию социокультурной динамики Сорокина. Почему социологи уделяют ей особое внимание в процессе анализа творчества ученого?

5. Объясните, почему идеи интегрализма имеют сквозной характер в социологии Сорокина. Раскройте существо этих идей.

6. Расскажите о жизненном пути и дайте общую характеристику творчества Т. Парсонса.

7. Проанализируйте содержание теорий социального действия, социальных систем, структурного функционализма Т. Парсонса.

8. О каких системах действия писал Парсонс? Какие основные условия их нормального функционирования он выделял?

9. В чем существо трактовки общества и его типов, предложенной Парсонсом?

10. О каких стадиях эволюции общества писал Парсонс? Каким ему представлялось соотношение эволюции и революции?

11. Расскажите о жизненном пути и дайте общую характеристику творчества Р. Мертона.

12. В чем состоит отличие теории структурно-функционального анализа Мертона от аналогичной теории Парсонса? Охарактеризуйте понятия функций и дисфункций, явных и латентных функций в концепции Мертона.

13. В чем существо теории среднего уровня Мертона? Почему появление этой теории рассматривается многими исследователями как "революционный переворот" в социологии?

14. Охарактеризуйте трактовку Р. Мертоном девиантного поведения и способов адаптации индивида. В чем Вы видите значение предложенной американским социологом типологии способов индивидуальной адаптации?

15. Покажите значение творчества П. Сорокина, Т. Парсонса, Р. Мертона для развития социологической теории в XX в.

Литература

1. Антонович И.И. Толкотт Парсонс — основатель функционализма, создатель теории социальной системы // Современная американская социология. М., 1994.

2. Баразгова Е.С. Американская социология (традиции и современность). Екатеринбург; Бишкек, 1997.

3. Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Самыгин С.И. Социология: история и современность. М.; Ростов н/Д., 1999.

4. Громов И.Л., Мацкевич А.Ю., Семенов В.Л. Западная теоретическая социология. СПб., 1996.

5. История социологии. Минск, 1993. История социологии в Западной Европе и США. М., 1999. История теоретической социологии: В 4 т. М., 1998. Т. 3.

6. Капитонов ВЛ. Социология XX века. Ростов н/Д., 1996.

7. Култыгин В.П. Классическая социология. М., 2000.

8. Кравченко СЛ., Мнацаканян. М.О., Покровский Н.Е. Социология: парадигмы и темы. М, 1998.

9. Мертон Р.К. Социальная теория и социальная структура. Социальная структура и аномия // Социол. исслед. 1992. № 2—4.

10. Мертон P.K. Явные и латентные функции // Американская социологическая мысль. М., 1996.

11. Парсонс Т. Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем. Функциональная теория изменения. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения // Американская социологическая мысль. М., 1996.

12. Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1997.

13. Парсонс Т. О структуре социального действия. М., 2000.

14. Сорокин П. Социологические теории современности. М., 1992.

15. Сорокин П. Моя философия — интегрализм //Социол. исслед. 1992. № 10.

16. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

17. Сорокин П. Главные тенденции нашего времени. М., 1993.

18. Сорокин П. Кризис нашего времени. Социокультурная динамика и эволюционизм // Американская социологическая мысль. М., 1996.

19. Штомпка П. Роберт Мертон: динамический функционализм //Современная американская социология. М., 1994.