Автор: Зборовский Г.Е. | Год издания: 2007 | Издатель: Москва: Гардарики | Количество страниц: 608
(от греч. atomos - неделимый) - англ. atomism; нем. Atomismus. 1. Учение о прерывистом, дискретном ...
Бергер (Berger) Питер Людвиг (17.03.1929, Вена) - американский социолог, ведущий представитель феноменологической социологии знания, видный ...
форма политического сознания, которая при осознании социально-политической сферы использует рациональные способы познания. Политическое мышление - ...
(от лат. interest - имеет значение, важно) являются непосредственной основой политической идеологии и мотивами деятельности. ...
(фр. mentalite - склад ума, мироощущение) - единая, синкретическая форма осознания социально-политической системы, которая формируется ...
Одно из центральных понятий этнометодологии — фоновые ожидания. Как и многие другие понятия этнометодологии, оно имеет целый ряд смыслов и значений, аспектов и толкований. Это и свойства повседневной жизни, составляющие основу повседневной деятельности. Это и социально одобряемые установки индивидов на те или иные действия. Это и представления людей о социальном мире, выступающие в виде своеобразных правил их взаимодействия, имеющих нравственно-принудительный характер и регулирующих моральный порядок в отношениях между индивидами. Благодаря фоновым ожиданиям (а они могут рассматриваться и как портретная характеристика общества) люди выступают активными субъектами социального взаимодействия, своеобразными "конструкторами" социальной реальности. Но фоновые ожидания — это не только условия личностной, индивидуальной активности, они же выступают и факторами, ее ограничивающими. В итоге все зависит от оценок индивидом тех обстоятельств, в которых он должен себя определенным образом проявить. Таким образом, благодаря понятию "фоновые ожидания" этнометодология получила возможность охарактеризовать и раскрыть механизм активности человека в ходе конструирования им социальной реальности.
Еще одно важное понятие этнометодологии — индексация, под которой понимается трактовка смысла поведения человека, вытекающая из контекста этого поведения. Поскольку индексация, т.е. включение в "свойства" конкретной ситуации, как правило, связана с использованием языка, в этнометодологии часто говорят о его "индексированных свойствах". В этой связи Гарфинкель и Закс пишут: "Индексированные свойства обыденного языка обеспечивают технологию социологических исследований, следуя повседневной практике как их отличительному признаку: кем бы и где бы ни делалось социологическое обоснование, оно пытается возместить индексированные свойства практического рассуждения; оно делает это для доказательства расчетливой рациональности повседневной деятельности; оно делает это для того, чтобы оценки были оправданы методическим наблюдением и отчетом о ситуативных, социально организованных особенностях повседневной деятельности, которая, конечно, включает особенности обыденного языка" *89 .
*89: {Цит. по: Хрестоматия по современной западной социологии второй половины ХХ века / Под ред. Г.Е. Зборовского. Екатеринбург, 1996. С. 137. }
Анализ индексированных форм обыденного языка и разговорной речи позволяет, по мнению этнометодологов, раскрыть то, что содержится на заднем плане повседневного поведения и не видно "невооруженному глазу". Это содержание и составляют различные социальные структуры общества. Они признаются как существующие только в связи с наличием целей и мотивов взаимодействий, воспринимаемых самими его участниками как социально и морально должные.
Основное требование этнометодологии — не допускать разрыва между субъектом и объектом изучения. Социолог должен быть включен в ситуацию исследования, он не может смотреть на нее отстраненным взглядом. Задача социолога — оказаться в состоянии взаимосопряженности с исследуемым, именно на этом базируется их взаимодействие. Представители этнометодологии подчеркивают, что такое взаимодействие, опирающееся на коммуникацию между исследователем и объектом изучения, дает неизмеримо более богатую информацию, чем любой иной способ ее получения. Поэтому выводы этнометодологов, получаемые в ходе такого общения, часто носят характер простого здравого смысла, что называется, народной мудрости. Эти выводы воспроизводят социальное взаимодействие в качестве речевой коммуникации, характеризуемой как отражение поведения людей.
Этнометодолог должен изучать, по мнению представителей этого направления, прежде всего обстоятельства действия и мышления. В этом случае для него важной становится практическая адекватность действия и методов его изучения. Что же касается практической организации людей, непосредственно осуществляющих социальную деятельность, то она не интерпретируется как результат этой деятельности, а видится в качестве таковой. Для конкретной группы действующих лиц объяснимой!" их деятельности и есть наблюдаемое условие ее осуществления. Как пишет Ливингстон, "объяснимость практического действия есть явление практического действия. Она исследуется этнометодологически как упорядочивающий феномен и как результат этой упорядоченности" *90 . Поэтому объективность объяснения (и его предмета) есть в первую очередь его характеристика как чего-либо описываемого, наблюдаемого, анализируемого в ходе практического осуществления этого процесса.
*90: {Livingston Е. Making Sense of Ethno methodology. P. 124.}
Таким образом, для этнометодологии социальная реальность лишена объективных характеристик. В качестве объективных свойств присутствуют значения собственных суждений, которые (значения) мы приписываем этой реальности. Социальная и культурная реальность, следовательно, конструируется в процессе взаимодействия на основе речевой коммуникации. Поскольку сама коммуникация отражает единичные акты деятельности, понятно, что реальность повседневной жизни этнометодологи рассматривают как поток уникальных, неповторимых ситуаций.
Этнометодология, таким образом, раскрывает механизмы социальной коммуникации между людьми и методы социологического исследования, связанного с корректным языковым описанием повседневных социальных взаимодействий индивидов. Здесь большая роль придается мастерству обычного языка, с помощью которого производится истолкование эмпирических ситуаций повседневной социальной жизни. Этим и должна заниматься, по мнению Гарфинкеля, социология.
Суть дела в том, что реальные социальные проблемы могут быть обнаружены благодаря анализу социальных речевых коммуникаций. Отталкиваясь от формальных структур языкового общения, повседневного разговора, можно выявлять социальные противоречия. Такой вывод базируется на следующей гипотезе Гарфинкеля: давая рациональные объяснения своим действиям, люди делают эти действия рациональными, внося тем самым в социальную жизнь понятность, объенимость и упорядоченность.
В этом смысле этнометодология выступила против социологической традиции позитивизма и неопозитивизма, их принципов объективности, естественнонаучного характера рациональности суждений, обоснованности доказательств. В соответствии с этнометодологией, социальный мир создается и исследуется в ходе осуществления процедур описания и объяснения этого мира, что снимает вопросы о его объективности или субъективности. Решающее значение приобретает здравый смысл, поскольку он означает обыденные толкования реальности на основе веры в объективный характер окружающего нас мира.
В итоге мы имеем дело с достаточно субъективистским истолкованием социальной действительности, которая, по существу, отождествляется с ее восприятием. Но, несмотря на то, что объективное содержание социальной реальности в этнометодологии редуцируется к представлению о ней социолога, все же конкретные исследования обыденного сознания, общения, морали дают положительные результаты. Эта прибавка знания посредством этнометодологических исследований и обусловила известную популярность рассмотренной парадигмы.
Вопросы и задания
1. Что такое феноменологическая социология? Раскройте существо этого понятия.
2. Почему философские концепции Э. Гуссерля и М. Шелера принято считать основными теоретическими источниками феноменологической социологии?
3. Что означает гуссерлевское понятие жизненного мира?
4. Охарактеризуйте суть феноменологического подхода Шелера к пониманию общества.
5. Проанализируйте основные виды знания, выделенные Шелером. Насколько его классификация актуальна сегодня и применима в современной социологии знания?
6. Почему основоположником феноменологической социологии считают А. Шюца? Проанализируйте ее основные положения.
7. Как анализирует повседневную социальную реальность и жизненный мир Шюц? Почему этот мир рассматривается им как интерсубъективный?
8. Что означает проблема повседневного знания и его социализации в феноменологической социологии Шюца?
9. Раскройте существо концепции "возвращающегося домой" и покажите ее современное значение.
10. Что означает "социальное конструирование реальности" в социологической концепции П. Бергера и Т. Лукмана? Почему эта концепция считается одной из наиболее значимых в современной социологии?
11. Как Бергер и Лукман раскрывают проблему социализации личности и почему они подчеркивают особую роль знания в этом процессе?
12. Дайте общую характеристику этнометодологии как социологической парадигмы второй половины XX в.
13. Раскройте основные понятия и принципы этнометодологии.
Литература
1. Баразгова Е.С. Американская социология. Традиции и современность. Екатеринбург,
2. Бишкек, 1997. Бауман 3. Мыслить социологически. М, 1996. Гл. 2—5.
3. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М, 1995.
4. Бергер П. Приглашение в социологию. Гуманистическая перспектива. М., 1996.
5. Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Самыгин СИ. Социология: история и современность. М.; Ростов н/Д., 1999.
6. Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В А. Западная теоретическая социология. СПб.. 1996.
7. Ионии ЛТ. Альфред Шюц и социология повседневности // Современная американская социология. М., 1994.
8. История социологии. Минск, 1993. История теоретической социологии: В 4 т. М., 1998. Т. 3.
9. Капитонов Э.А. Социология XX века. История и технология. Ростов н/Д., 1996.
10. Кравченко С. А., Мнацаканян М.О., Покровский Н.Е. Социология: парадигмы и темы. М., 1998.
11. Руткевич ЕД. Питер Людвиг Бергер. Томас Лукман // Современная американская социология. М., 1994.
12. Сакс Г., Гарфинкель Г. О формальных структурах практических действий // Хрестоматия по современной западной социологии второй половины XX века. Екатеринбург, 1996.
13. Шюц А. Структура повседневного мышления // Социол. исслед. 1988. № 2. Шюц А. Возвращающийся домой // Социол. исслед. 1995. №2.
14. Шюц А. Формирование понятия и теории в общественных науках // Американская социологическая мысль: Тексты. М., 1996.