Автор: Бачинин В.А. | Год издания: 2003 | Издатель: Харків: Консум | Количество страниц: 576
Исходная посылка социальной теории Маркса отдаленно напоминает евангельский тезис "мир лежит во зле" и гласит: общество, разделенное на антагонистические классы эксплуататоров и эксплуатируемых, устроено несправедливо. Отсюда следовал решительный практический вывод: социальный мир должен быть объектом не созерцания, а преобразования при помощи радикальных революционных средств. Человечеству потребовалось миновать три общественно-экономических формации — первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, чтобы на современном этапе капитализма обрести реальную возможность для уничтожения несправедливых социальных отношений. Это должен сделать самый революционный из классов — пролетариат. Установив в ходе революции собственную диктатуру, он начнет продвигаться к бесклассовому обществу — коммунизму.
Рассуждая о социально-историческом процессе, Маркс фиксирует в основном его внешнюю сторону, проявляющуюся в борьбе классов, революциях и войнах. Что касается культурной наполненности исторических событий, то она чаще всего ускользает из поля его зрения. В тех случаях, когда все же заходит речь о явлениях культуры, его рассуждения ограничиваются указаниями на их социально-экономическую детерминированность. То есть для Маркса всемирно-исторический процесс — это история человеческой социальности, но не человеческой духовности.