Социология: учебное пособие

Автор: | Год издания: 2003 | Издатель: Харків: Консум | Количество страниц: 576

Дивись також:

Социальный тип пролетария

Для Маркса высшая ценность — не человек, а социальная общность. Среди всех типов общностей наиважнейшая — класс, объединяющий людей по их отношению к средствам производства и характеру участия в производственных отношениях. А среди всех классов самый важный и наиболее перспективный пролетариат. Поэтому фигура пролетария заняла центральное место в марксистской доктрине. Как существу, которое обречено при капитализме на "слабоумие и кретинизм", одичание и вымирание, пролетарию нечего терять, кроме своих цепей. Будучи обездоленным, несчастным, отверженным продуктом развития промышленной цивилизации и распада традиционных социокультурных структур, он должен отомстить неправедному миру за свою униженность. Потому он, как воплощенный феномен "возмущающего поведения", должен стремиться не к сглаживанию социальных конфликтов, не к постепенному реформированию социальных отношений, а к их обострению, то есть должен восстать, начать революцию, которая будет праздником для трудящихся и страшным судом для эксплуататоров и освободит мир от зла и социальной несправедливости. Потребуются огромные усилия, придется пройти через ожесточенные классовые бои, но великая цель оправдывает все средства. Пролетарская революция позволит рабочим освободить мир от зла. Установив собственную диктатуру, они будут неуклонно продвигаться к бесклассовому обществу социальной справедливости.

Идею диктатуры пролетариата пронизывают мессианские настроения'и энергетийные импульсы воли к власти. Одновременно обнаруживается и встречное воздействие: революционная теория сама призвана будить в пролетариях эту волю, подвигнуть их на решительную перемену своей социальной участи, на полное уничтожение господствующих классов, их среды и культуры. Таким образом, Маркс противопоставил христианской религии распятого Бога рациональную доктрину распятого богоподобного пролетария, наделил последнего мессианской ролью Спасителя, освободителя, несущего в себе огромный заряд титанизма и "активистского катастрофизма" (Э. Ю. Соловьев). Однако, как показало будущее, по сути опрокинувшее теоретические построения Маркса, класс богоборцев-титанов обнаружил свое бессилие перед диктатурами Сталина и Гитлера.