Автор: Бачинин В.А. | Год издания: 2003 | Издатель: Харків: Консум | Количество страниц: 576
Бахтин особым образом трансформирует платоновское учение об идеях, рассматривая с его помощью не вселенское целое, а только универсум мировой культуры. Последняя предстает у него как звучащий космос спорящих между собой идей, старых и нарождающихся, официальных и неофициальных, сильных и слабых, господствующих и тех, чей голос раздается "из-под глыб", звучащих из прошлого и будущего и т. д. Каждая идея существует в диалогических отношениях с другими идеями; между ними постоянно возникают столкновения и конфликты. А в целом все это выглядит как грандиозная интеллектуальная драма мирового масштаба. Это нескончаемое драматическое действо продуктивно; культура, чтобы быть полноценной, нуждается в открытых, равноправных диалогах идей. Отличие концепции Бахтина от классического платонизма состоит в том, что его идеи имеют антропогенную природу, за ними стоят человеческие субъекты. Дорожа своей духовной автономией, собственным авторством, они вместе с тем способны становиться на позиции оппонентов, предрасположены к диалогическому взаимодействию. Для мыслителя, как человека идеи, оптимальной является позиция открытости внешним диалогам и расположенность к внутреннему диалогизму, чуждость застылости на окончательных истинах. Любая идея, если она изолирована от других идей, вырождается и гибнет. Она по своей природе интерындивидуальна, интерсубъективна, поэтому монолог может быть принят только как условная, композиционная форма ее выражения. Никакая всеобщая истина не вместима в пределы одного сознания, а требует множественности сознаний. Более того, она и родиться способна лишь в точке соприкосновения разных сознаний. Это соприкосновение и есть то социальное событие, которое должно быть в центре культурсоциологии диалога.