Автор: Бачинин В.А. | Год издания: 2003 | Издатель: Харків: Консум | Количество страниц: 576
Фабула романа-трактата "Зияющие высоты" напоминает "Историю одного города" М. Салтыкова-Щедрина. Это история города Ибанска, все жители которого — однофамильцы Ибановы. Одновременно это и история вождей, правивших Ибанском на протяжении нескольких последних десятилетий. Самый страшный из них, узурпатор и душегуб, имел кличку Хозяин. Его сменил кукурузник по кличке Хряк. За ним явился новый заведующий Ибанском, или сокращенно Заибан. Идеология, господствующая в Ибанске, называлась "ибанизмом", а общественный строй — социзмом, затем полным социзмом (сокращенно "псизмом") и т. д. Изображаются картины невообразимого, дикого, абсурдного социального мира с избыточной мерой зла, где все навыворот, все искажено и изуродовано и вместе с тем узнаваемо, ибо это картины вполне реального абсурда социальной действительности неправового, тоталитарного государства. Автор изображает себя находящимся внутри этой реальности, попеременной воплощающимся в разных героев. Хотя внешне "Зияющие высоты" выглядят как роман абсурда, все же абсурд здесь — не плод художественного воображения, а социальная реалия, воссозданная по жизненным образцам. Зиновьев изображает множество социальных фигур, напоминающих абсурдные формулы дзен-буддистских коанов. Но, в отличие от последних, не поддающихся рационализации, а допускающих лишь созерцание. Социологемы Зиновьева рационалистически истолковываются автором как ученым-социологом. В этом он следует завету одного из своих героев: "Если какой-то факт нашей жизни поражает тебя своим несоответствием здравому смыслу, ищи в нем закономерную социальную основу".
Зиновьев создает социологическую модель тоталитарного общества. В "Зияющих высотах" она у него предстает сконструированной по типу общности из вшей или зоологического крысария. То есть это предельно низкий тип социальной организации. В этой примитивной, замкнутой, жесткой системе имеются свои управляющие, наделенные ничтожными созидательными способностями и огромным разрушительным потенциалом. По их воле узаконена "дарвиновская эпопея навыворот" с противоестественным отбором и универсальным принципом "выживания среднейшего". Социуму не нужны духовно богатые личности, его полностью устраивают индивиды как "болванки без внутренней структуры с четко фиксируемыми функциями". В таких условиях и с таким "человеческим материалом" суть общественного прогресса сводится к тому, чтобы индивиды с наиболее простым духовным строением выполняли все более сложные социальные функции.
Тоталитарное общество - это новый тип социальной организации людей. На протяжении его истории обнаружились три разновидности методов его построения. Первая группа — это методы, унаследованные от прошлого. Вторая — навязанные социально-историческими обстоятельствами. Третья — изобретенные самими массами и их вождями. С позиции социологии главное в тоталитаризме — это то, что он представляет собой социальную форму организации людей. Этой целостности оказались присущи процессы структурного усложнения, внутренней дифференциации, отработки функций, формирования рычагов управления и т. д. Именно в качестве жесткой социальной формы тоталитаризм позволил объединить миллионы разбросанных в пространстве людей в единый социальный организм.
В центре этого бесчеловечного социума — его столица, его душа, сконцентрировавшая в себе все минусы советского типа социальности. "Москва есть воинствующая провинциальность, буйствующая бездарность, одуряющая скука, поглощающая все прочие краски серость. Это относится не только к внешнему виду города, но и ко всему его образу жизни. Серые унылые дома. Почти никакой истории — она стерта и сфальсифицирована... В Москве все до такой степени серо и уныло, что становится даже интересно. Это особая интересность, чисто негативная, разъедающая, лишающая воли к действию. Здесь отсутствие того, что делает человека личностью, достигает чудовищных размеров и становится ощутимо положительным. Здесь "нет" превращается в основное "да". Здесь бездарность есть не просто отсутствие таланта, но наличие наглого таланта душит талант настоящий. Здесь глупость есть не просто отсутствие ума, но наличие некоего подобия ума, заменяющего и вытесняющего ум подлинный. Цинизм, злоба, подлость, пошлость, насилие здесь пронизывают все сферы бытия и образуют общий фон психологии граждан".