Социология: учебное пособие

Автор: | Год издания: 2003 | Издатель: Харків: Консум | Количество страниц: 576

Дивись також:

КУЛЬТУРА ПОЛИТИЧЕСКАЯ

совокупность элементов и феноменов сознания, культуры в целом, политического поведения, формирования и функционирования государства и ...

Социологическая наука и познавательные возможности синергетики

Современная социология не может пройти мимо теоретических разработок, которые появились благодаря новому научному направлению — синергетике. Принципы синергетики примечательны тем, что имеют междисциплинарное методологическое значение. Они позволяют выстраивать новые объяснительные модели естественных, социальных, культурных процессов, изучаемых естественными и социогуманитарными науками благодаря синергетике многообещающие перспективы просматриваются и сферах исследования социальной и, в частности, социально-правовой реальности.

Это обусловлено тем, что в социальных объектах со сложным содержанием традиционная, механистическая модель причинности имеет ограниченное поле приложения. Явления социального мира находятся за тем порогом сложности, где обнаруживается недостаточность этой объяснительной модели и необходимы дополнительные познавательные усилия. В полной мере это относится к социально-правовой и криминологической проблематике, где далеко не всегда срабатывает объяснительный принцип линейно-каузальной детерминации событий.

Основным предметом исследований для синергетики выступают процессы самоорганизации в сложных, открытых, неравновесных объектах-системах. Ее в первую очередь интересуют два типа трансформаций, через которые проходят нее сложные системы, включая социальные:

а) переходы от хаоса к порядку, то есть процессы возникновения новых форм, динамика самоорганизации в новообразуюшихся системах;

б) переходы от порядка к хаосу, то есть деструктивные процессы распада систем.

Некоторые идеи, в которых присутствует как бы предчувствие синергетики, издавна встречались в самых разных памятниках мировой культуры. Их можно обнаружить в "Дао-Дэ-Цзин".

у Лейбница и Вольтера, Гете и Достоевского, Шпенглера и Юнга. Но только во второй половине XX века они обрели вид самостоятельной теории.

Успехи современной синергетики в значительной степени связаны с именами лауреата Нобелевской премии И. Пригожина (Брюссель), Г. Хакена, Г. Николиса, которым удалось свести множество идей, догадок, предположений о нелинейном характере причинности в единую методологическую концепцию-парадигму.

Отнюдь не случайным является то обстоятельство, что синергетика сформировалась в самостоятельное научное направление именно во второй половине XX в. Ее конституирование произошло на историческом излете эпохи модерна. Позади осталась и эпоха классики с ее приверженностью всем формам порядка, и эпоха модерна с ее причастностью всем возможным формам хаоса. К середине XX столетия сложились и полностью обозначились и "тезис", и "антитезис", образовав распростершуюся в историческом времени и социальном пространстве социокультурную антиномию. Было над чем подумать и было что обобщать. Сосредоточенность научной мысли на этом проблемном плацдарме и привела к тому, что интеллектуальные средства и добытые с их помощью идеи начали обретать все более четкие контуры, пока не обозначились формы и пропорции новой дисциплины — синергетики. То есть синергетика явилась в определенном смысле продуктом, произведенным рефлексией над сопоставлением социально-исторического опыта двух, успевших полностью выговориться эпох, — классики и модерна.

Активно применяющаяся по отношению к физическим, химическим и биологическим объектам, синергетика имеет большое будущее в области социальных наук. Не нашедшая до сих пор приложения в юриспруденции, социологии права, криминологии, синергетика ждет своего часа, когда правоведы обратят на нее свое внимание и захотят использовать ее богатый эвристический потенциал в своих исследованиях.

Синергетическая методология познания представляет собой комплекс исследовательских программ, приемов, инструментальных средств, позволяющих увидеть социальную реальность в достаточно новом ракурсе. Необходимо лишь суметь адаптировать идеи и принципы синергетики к специфическим нуждам социологии, совместить языки этих двух дисциплин, верно очертить общее для них проблемное пространство.

Синергетика, как масштабная научная парадигма, позволяет в сфере социологии свести воедино множество имеющихся теоретических наработок, пребывающих либо в разрозненном состоянии либо же систематизированных с опорой на произвольно выбранные основания. Она дает возможность выстраивать достаточно продуктивные рабочие модели наличных знаний высокой степени обобщенности.

Множество традиционных социологических проблем обретают в результате синергетической транскрипции новые оттенки. Обнаруживаются такие грани, ракурсы, повороты, которые в пределах собственно социологического инструментария объявились бы еще не скоро.

В идеях синергетики нашли свое продолжение давние поиски, имевшие место в сферах общесоциологической методологии. В первую очередь они оказались связаны с идеей эволюционизма. На протяжении всей истории социологической мысли велись изыскания относительно того, как в социальной сфере органично соединить порядок и развитие, устойчивость и изменчивость, стабильность и динамику, правопорядок и свободу. Принципы эволюционизма явились результатом этих исканий, позволив соединить то, что многим казалось несоединимым. Синергетика в XX в., двигаясь собственным путем, вышла к этим же идеям эволюционизма, придав им принципиально новое методологическое обоснование.