Автор: Бачинин В.А. | Год издания: 2003 | Издатель: Харків: Консум | Количество страниц: 576
Сам по себе социальный порядок амбивалентен. Он может активно способствовать развитию культуротворческих способностей личности, раскрепощать ее творческий потенциал, открывать широкий простор для созидательной самореализации. Но он может быть и губительным для духовных проявлений человека, сковывая и закрепощая его сущностные силы.
Одно дело, когда социальная система генерирует достаточное и необходимое количество "разрешительных" властных акций. И другое — когда она накладывает избыточные ограничения на индивидуальную свободу. В первом случае ее действия могут рассматриваться как благо для личности. Во втором ее деятельность справедливо оценивается как социальное зло, негативно сказывающееся на всех сторонах индивидуальной жизнедеятельности.
Цивилизация, как система искусственных средств, предназначенных упорядочивать социальную жизнь, нацелена на такие ценности, как стабильность правопорядка, состояние динамичной уравновешенности всего общественного организма и господство справедливости.
Достижение этих ценностей-целей возможно при помощи использования в первую очередь таких механизмов, как авторитет государственной власти, сила норм и законов права.
Если для государства первостепенное значение имеет фактор дисциплинарной упорядоченности социальных структур, то для отдельной личности важно располагать возможностями, позволяющими ей реализовывать свою потребность в свободе. Разрешением данного противоречия становится такая правовая стратегия государства, при которой оно стремится обеспечить широкий спектр прав и свобод личности. Государство такого рода чаще всего именуется правовым государством.