Социология: учебное пособие

Автор: | Год издания: 2003 | Издатель: Харків: Консум | Количество страниц: 576

Дивись також:

МЫШЛЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ

форма политического сознания, которая при осознании социально-политической сферы использует рациональные способы познания. Политическое мышление - ...

БЕЛЛ

Белл (Bell) Даниел (Ю.05.1919, Нью-Йорк) - американский социолог, специалист в области истории обществ, мысли, политических ...

ВЛАСТЬ ЭПОХИ ПОСТМОДЕРНА

(от лат. post - после, фр. - современный) Существуют следующие интерпретации понятия «постмодерн», которые зависят ...

МЕТОДОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ

(от греч. metodos - путь познания и loqos - учение, слово: учение о пути, способе ...

БЕЛЛА

Белла (Bellah) Роберт H. (p. 1927) - американский социолог, профессор социологии и сравнительных исследований в ...

Структура социологии права

Социологию права можно представить как совокупность проблемных сфер, связанных между собой, часто взаимопроникающих друг в друга и вместе с тем сохраняющих свою относительную самостоятельность. У каждого проблемного комплекса, будь то социология государства, преступности или правовых конфликтов, имеется свой круг искомых смыслов и соотносящихся с ними познавательных задач.

Структура социологического знания о праве имеет трехуровневый характер. На высшем уровне располагается философская социология права (метасоциология права). Здесь сосредоточены знания о самых общих, фундаментальных принципах социального бытия и познания, а центральное место занимает идея универсальности нормативных структур, скрепляющих воедино такие целостности, как космос, природа, социум, человек и его дух. Эти идеи и принципы выполняют методологическую, то есть ориентирующую и направляющую функцию для социологов, занимающихся исследованием конкретных проблемных сфер социально-правовой реальности.

На самом нижнем уровне находится эмпирическая социология права. Ее задача состоит в том, чтобы собирать и обрабатывать факты вместе с сопутствующей им информацией, то есть наблюдать, опрашивать, анкетировать, делать различные социальные замеры и т. д. Сами по себе отдельные факты социально-правовой жизни эфемерны и скоротечны. Заявив о себе, они тут же тают, растворяясь в потоках новых событий, и часто не оставляют после себя явных следов в общественном сознании. И только усилиями социологической теории они удерживаются от немедленного исчезновения и привлекаются к участию в построении концепций, объясняющих человеку суть того, что происходит с ним и социальным миром.

Между ними, посредине, находится теоретическая социология права с ее прямым интересом к закономерностям функционирования права и его институтов в социальной системе. Будучи сравнительно самостоятельной, она, тем не менее, испытывает на себе воздействия обеих сопредельных сфер. Объединяя в себе абстрактные метасоциологические посылки с эмпирической конкретикой, она имеет возможность многое объяснить в сфере позитивного права, в практике реальных правоотношений. Таким образом все три уровня находятся в отношениях взаимозависимости и соподчиненности, составляя единый познавательный комплекс.

Отдельное место в системе социологических знаний о праве занимает историческая социология права, которая видит свою задачу в том, чтобы актуализировать и предоставить в распоряжение современных исследователей весь теоретический опыт, накопленный многими поколениями аналитиков за многовековую историю развития социогуманитарной мысли.

Структуру правовой социологии можно изобразить и несколько иначе, разграничив внутри нее макросоциологический и микросоциологический уровни. Для макросоциологии права основной предмет составляют развитие и функционирование правовых цивилизаций на протяжении достаточно продолжительных исторических периодов. Предметом микросоциологии права являются непосредственные правоотношения внутри конкретных социальных общностей, между отдельными социальными субъектами.

Но, независимо от того, каким образом структурируется социологическо-правовое знание, в любом случае правовая социология представляет собой открытую, динамичную систему, предрасположенную к развитию и обогащению своего содержания. Многомерность ее предмета всегда будет предопределять много-векторность ее познавательных интересов и соответствующих им исследовательских усилий.