§1. Текст как основная форма представления информации. Прикладные аналитические методики
Текстовые материалы и информация, передаваемые в текстовой форме, создают основной массив данных для принятия решений в сфере внутренней и международной политики. Даже конфиденциальные совещания, за очень редким исключением, протоколируются, и, следовательно, их содержание фиксируется как текст. Разумеется, текстовая информация, с которой ежедневно сталкиваются обычные граждане и профессиональные эксперты, очень различается по тематике, достоверности и полноте. Поэтому важнейшей задачей аналитика, начинающего работу над конкретным проектом, является подборка текстовых сообщений, на которые он сможет надежно опереться. Несмотря на то что у каждого специалиста могут быть свои предпочтения и определенные эмпирические наработки, а каждое ведомство стремится создать собственную информационную базу в виде досье, картотек, каталогов и т.д.. все информационные потоки так или иначе предстают перед аналитиками в виде текстов.
Текст (лат. textum — связь, соединение) — объединенная смысловой связью последовательность знаковых единиц, основными свойствами которой являются связность и цельность. В семиотике под текстом понимается осмысленная последовательность любых знаков, любая форма коммуникации, в том числе такие, как, например, обрядовые танцы. В языкознании текст — последовательность вербальных (словесных) знаков, правильность построения которой определяется соответствием требованию «текстуальности»: внешней связности, внутренней осмысленности, возможностью восприятия, осуществления необходимых условий коммуникации и т.д.'
Понятие «текст» используется в лингвистике для обозначения отрывка любой протяженности, который образует единое целое. На ранних этапах становления лингвистики единицей текста или его первичным элементом считалось предложение. Затем ученые пришли к мнению, что в случае сегментации текста роль текстообразу-ющей единицы для устной речи играет синтагма или смысловой сегмент, выделяемый фонетически, а для письменной речи «сверхфразовое единство» или тема. Текст как структурная единица выше предложения или последовательности предложений.
Говоря о признаках текста, мы опираемся на идею о трех «цело-стностях» (смысловой, коммуникативной, структурной), которые предопределяют и обусловливают цельность автономного речевого построения, определяемого как текст. На уровне структурного единства текстообразующие категории (синтаксические, лексические, фонологические) соотносимы с текстообразующими компонентами, представленными различными языковыми средствами. Во многих определениях текста отмечается основное структурно-семантическое свойство текста — когерентность, или связность. Связность является условием цельности, но цельность не может полностью определяться через связность. Связность определяется на двух или нескольких последовательных предложениях, принадлежащих одному говорящему (в монологической речи) или нескольким говорящим (в диало-
1 Проблема текста — его создания, структуры, понимания — вызывает интерес у многих специалистов. В разных онтологических стандартах понятие текста фигурирует под названиями «лингвистика текста», «структура текста», «герменевтика текста», «грамматика текста». Некоторые исследователи говорят сегодня и о теории текста.
гической речи). Большинство исследователей признает текстом не только монолог, но и диалог, если он отвечает характеристикам связности и цельности. Связность определяется на трех—пяти, но не более чем семи последовательных предложениях.
Текст, не зависимо от того, занимает ли он несколько строчек в ленте новостей или сотни страниц солидной монографии, является отправной точкой исследования. И именно текст, а точнее текстовое представление итогов аналитической работы, завершает если и не сам исследовательский процесс, то, по крайней мере, один из его этапов. Поэтому приобщение к специальным приемам прикладной обработки текстовой информации, которая позволяет не только суммировать некие сведения, но и многократно расширять на их основе представления о предмете научного наблюдения, является очень важной задачей подготовки специалистов-политологов и международников.
Текстовая информация, которую аналитик использует для решения поставленных в проекте целей, обычно очень разнообразна по форме, содержанию и фиксирующим ее носителям. Однако на начальных этапах обучения процедурам прикладной обработки все эти моменты несущественны. Важным является определение предмета и направления прикладного анализа. В самом общем виде они зависят от того, предполагается ли изучение содержания политических документов, посланий, речей, отчетов и т.д., динамики политических событий или особенностей политического мышления конкретных лиц. Все эти моменты могут быть отражены в рамках одного комплексного проекта, однако приемы прикладной обработки информации будут различаться в зависимости от предмета, к которому она относится.
Переходя к описанию современных прикладных методик анализа текстовой информации по политической проблематике, необходимо сделать оговорку, что их реальное число намного превосходит возможности рассмотрения в рамках одной публикации. В этой связи целесообразно остановиться прежде всего на трех сравнительно простых, но обладающих достаточно высокой разрешающей способностью методиках: контент-анализе, ивент-анализе и когнитивном картировании.
Эти методики сложились и были апробированы в различные периоды развития прикладных политологических исследований, пережили подъем и спад научного интереса к ним, неоднократно модифицировались в конкретных проектах. Но именно контент-анализ, ивент-анализ и когнитивное картирование составляют, по нашему мнению, триаду базовых средств прикладного анализа в сфере политических ситуаций и процессов.
Методики анализа содержания политических документов, динамики политических событий и особенностей политического мышления лиц, участвующих в принятии решений, объективно выступают «главными несущими конструкциями» комплексного подхода, к которому стремятся современные исследователи при решении прикладных задач. Контент-анализ, ивент-анализ и когнитивное картирование обладают широким спектром применения. Они могут выступать в качестве самостоятельного научного инструментария и как бы «встраиваться» в рамки других исследований, хорошо сочетаются с различными математическими методами и моделированием. Указанные выше методики показали свою высокую эффективность в процессе обучения молодых специалистов.