Методы политических исследований: Учеб. пособие

Автор: | Год издания: 2005 | Издатель: Москва: Аспект Пресс | Количество страниц: 221

§3. Опыт применения методики экспертных оценок в политических исследованиях

Ситуационный анализ

Интересной и перспективной формой одновременного получения оценок значительного числа специалистов в практике отечественной и зарубежной аналитики выступает ситуационный анализ. В число безусловных достоинств этого метода входят возможности оперативной организации обсуждения острых проблем, в котором могут принимать участие как лица, традиционно связанные с их изучением, так и представители других исследовательских направлений. Такой подход позволяет смягчать издержки рутинного ведомственного восприятия новых вызовов и облегчает разработку инновационных решений в условиях значительной неопределенности политической обстановки. При компетентной организации ситуационный анализ может превзойти по своим результатам привычное производственное совещание, поскольку условия формулирования экспертных заключений создают эффект «мозгового штурма» даже в случаях, когда техника проведения ситуационного анализа не ориентируется непосредственно на такой вариант методики экспертных оценок. Ситуационный анализ как методика с начала 60-х годов XX в. неоднократно применялся в работе ИМЭМО и некоторых других отечественных ведомств, а также в учебном процессе.

Методика реализуется в три этапа:

•  разработка сценария ситуации. В рамках этого этапа происходит установление основных проблемных блоков, системных связей между ними и связей, выделяющих конкретную проблемную ситуацию из всей совокупности политических отношений. Кроме того, определяется круг вопросов, который будет предложен для обсуждения экспертам, а также списочный состав участников экспертного совещания;

•  получение большого объема разноплановых мнений, которое может быть представлено как в вербальной, так и в тестовой форме. При этом экспертам задается по одному специальному вопросу, на который должен быть дан один ответ и его аргументация. Ответ рассматривается как личная позиция специалиста, которая выражается абсолютно свободно. Эксперт является единственным докладчиком, но может участвовать как критик в обсуждении других вопросов. Время выступления жестко ограничивается;

•  подготовка итогового документа.

Особая роль на всех этапах принадлежит руководителю ситуационного анализа и так называемой сценарной группе, состоящей из 3—5 участников совещания, которые не только разрабатывают программу обсуждения, но и помогают экспертам вести диалог, задают уточняющие вопросы, а затем берут на себя обязанности по редактированию текстовой документации проекта.

Аналитические возможности этой методики демонстрируют недавние публикации материалов двух ситуационных анализов, проведенных под руководством академика Е. М. Примакова с участием группы магистрантов МГИМО(У) МИД России1. Первый из них был посвящен ядерной программе КНДР в связи с обострением конфликта на Корейском полуострове, а второй — иракскому кризису и перспективам его урегулирования. Сценарии, на основе которых проходили экспертные обсуждения, состояли из следующих блоков:

•  краткая вводная часть, констатирующая основные характеристики рассматриваемой экспертами ситуации;

•  ключевые проблемы, определяющие основные тенденции развития рассматриваемой экспертами ситуации;

•  варианты развития событий (возможные сценарии).

Далее мы приводим краткую содержательную характеристику разделов проведенных ситуационных анализов.

ПРИМЕР 1

Сценарий ситуационного анализа «Ядерная программа КНДР: перспективы развития»

Руководитель — академик Е. М. Примаков (ноябрь 2003 г., МГИМО(У) МИД РФ).

1. Введение. Конфликт на Корейском полуострове имеет длительную историю. Но его нынешняя стадия, отмеченная обострением противостояния, особенная: Северной Корее непосредственно противостоят США. КНДР и США являются главными участниками кризиса. В ходе ситуационного анализа рассматриваются причины, толкнувшие КНДР к демонстративному возобновлению своей ядерной программы, позиция США, а также интересы и возможности влияния «второго ряда» участников — Китая, Республики Корея, Японии и России.

2. Проблемные блоки

2.1. Зачем Северной Корее ядерная программа.

2.1.1. Стимулы военного характера.

2.1.2. Причины невоенного характера.

2.2. Возможен ли отказ КНДР от ядерной Программы?

1 Материалы опубликованы в журнале «Россия в глобальной политике». 2004. № 1, 3.

2.3. Американская стратегия.

2.3.1. Изменение позиции США на нынешнем этапе.

2.3.2. Интересы администрации Буша.

2.4. Интересы и рычаги влияния стран «второго ряда». Китай. Япония. Республика Корея. Россия.

3. Варианты развития событий. Сценарий 1. Сценарий 2. Сценарий 3.

ПРИМЕР 2

Сценарий ситуационного анализа «Иракский кризис и перспективы урегулирования»

Руководитель — академик Е. М. Примаков (март 2004 г., МГИМО(У) МИД РФ).

1. Введение. Нынешнее развитие событий в Ираке является результатом взаимодействия целого комплекса факторов. Каждый из них либо следствие американской военной операции по свержению Саддама Хусейна, либо несет на себе серьезные признаки воздействия этой операции. Особого внимания требует анализ взаимосвязи происходящего в Ираке и избирательной кампании в США, которая вступает в наиболее интенсивную фазу. Эти процессы оказывают влияние друг на друга.

2. Проблемные блоки

2.1. Сопротивление оккупации: составные части.

2.2. Курды — резерв оккупационных сил?

2.3. Иракское поле боя и международный терроризм.

2.4. Варианты развития событий.

2.5. Переход к коллективным действиям.

2.6. Позиция США: пределы ее изменения.

2.7. Роль России в стабилизации Ирака.

Приведенные примеры построения сценариев для ситуационного анализа актуатьной политической ситуации не только информативны с точки зрения своих прикладных возможностей, но и демонстрируют высокую степень адаптивности методической процедуры к конкретным потребностям практики. Так, логическая структура сценария вполне может рассматриваться как стандартизированная последовательность процесса измерения и оценки наблюдаемого явления, которая воспроизводима на основе самого разнообразного эмпирического материала. Характерно, что результаты применения методики ситуационного анализа обычно верифицируются либо на основе сравнения с заключениями, полученными с помощью других исследовательских техник, либо самым непосредственным образом в пределах краткосрочной перспективы. 130

Методика экспертных оценок В. Б. Тихомирова

Наряду с методикой ситуационного анализа, хотелось бы обратить внимание на еще один вариант получения экспертных заключений. Он связан с работами отечественного исследователя В. Б. Тихомирова и чрезвычайно интересен в силу доступности техники, сочетающей качественные и количественные оценки ситуации. Описание методики содержится во многих авторских публикациях, однако эмпирические иллюстративные материалы обычно затрудняют ее целостное восприятие, В этой связи следует остановиться на некоторых общих характеристиках методической процедуры, которая заключается в поэтапной фиксации количественных показателей интенсивности распределения важнейших характерных признаков составных элементов системного объекта.

Применение методики предполагает следующие процедуры:

•  построение общего проблемного графа ситуации;

•  оценку соотношения политических сил акторов;

•  формулирование гипотетических вариантов развития ситуации;

•  оценку вероятности отдельных вариантов развития событий с учетом интересов различных акторов и их возможностей влияния на события в желаемом направлении.

Простейшим примером перехода от качественных к количественным показателям, который применяется экспертами в рамках приведенной методики, является определение относительной значимости того или иного фактора в комплексе взаимосвязанных переменных. Так, если влияние партии на избирателей, по заключению экспертов, зависит от массовой социальной базы, материальных ресурсов, уровня внутренней организации, политической программы, популярности лидера, возможностей коалиционного взаимодействия и т.д., то экспертам предлагается исходить из того, что общий потенциал участника избирательной борьбы составляет единицу (100%), а значимость отдельных переменных должна быть оценена в долях от этой величины.

Исследовательская техника, аналогичная методике В. Б. Тихомирова, предлагается и в некоторых зарубежных публикациях конца 90-х годов для изучения процессов политической нестабильности в условиях полиэтничных государств.

Экспертные оценки как особый вид прикладной аналитической методики очень привлекательны своей оперативностью и результативностью. Будучи по своей сути междисциплинарными и требуя даже в случаях качественных описаний четких количественных характеристик, они стимулируют творческий процесс и, что немало важно, с энтузиазмом воспринимаются молодыми специалистами. В этой связи применение различных вариантов методики экспертных оценок в исследовании политических ситуаций и процессов может рассматриваться как перспективное направление прикладного анализа проблем, характеризующихся высокой степенью неопределенности. Однако необходимо учитывать, что на основе експертных заключений все же не удается полностью преодолеть элементы субъективизма, гарантировать абсолютную адекватность выводов, проводить полноценную верификацию, а главное — осуществлять надежное долгосрочное прогнозирование. Поэтому даже при соблюдении достаточной корректности применения того или иного варианта экспертных оценок материалы, полученные на их основе, необходимо рассматривать с учетом заключений, подготовленных другими способами. [/i]Но все эти недостатки методики относительно нивелируютсяза счет одного самого существенного достоинства: экспертные оценки дисциплинируют мышление и акцентируют проблему человеческого фактора как информационного ресурса особого рода.

Ключевые понятия

Граф — конечная совокупность множества точек (вершин). Некоторые из вершин графа соединены линиями, и эти соединения называются ребрами. Если каждые две вершины соединены ребрами, такой граф называется полным. Каждый граф можно представить в евклидовом пространстве множеством точек, которые соединены множеством линий, соответствующих ребрам. В трехмерном пространстве можно представить граф таким образом, что линии не пересекаются зо внутренних точках. Графы часто используются для логических проблем, включающих задачи перебора вариантов экспертных решений.

Древо — производное понятие из теории графов. Дерево — это связанный, но неориентированный граф, не содержащий циклов (обратных соединений). Дерево не имеет кратных ребер и петель.

Задачи экспертизы — в задачи работы экспертной комиссии часто входит не только (а иногда не столько) оценка имеющихся ситуаций (объектов, факторов), но и имитационное построение самих ситуаций. Например, эксперты могут составить несколько сценариев развития той или иной ситуации в зависимости от определяющих внешних факторов. Эти сценарии могут рассматриваться как экспертно созданные ситуации.

Критерий — решающее правило, определяющее выбор альтернатив. Известно несколько статистических критериев, позволяющих оценить степень определенности заключения. Однако часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда разные, хотя и обоснованные критерии приводят к различным результатам.

Нормирование — производится на основании учета мнения эксперта о значимости каждого оцениваемого фактора относительно других факторов, составляющих предмет анализа.

При наличии большого числа альтернатив (более семи) применение метода последовательных сравнений становится чрезмерно трудоемким.

Проблема — ситуация, в которой имеется два состояния: существующее и предлагаемое, или желательное. Таким образом, каждая проблема характеризуется необходимостью изменения состояния, а решение на основе экспертных оценок устанавливает, каким образом будет совершен переход от существующего состояния к предполагаемому.

Ранжирование — представление объектов в виде последовательности в соответствии с убыванием их предпочтительности. [i]Ранг (балл)
— это показатель, характеризующий порядковое место оцениваемого объекта или явления в группе других объектов (явлений), обладающих существенными для оценки свойствами. Обычно наиболее предпочтительному объекту присваивается первый ранг, а наименее предпочтительному — последний. Ранговые оценки имеет смысл сравнивать только по отношению «больше—меньше», «лучше—хуже». Порядковая шкала, получаемая в результате ранжирования, должна удовлетворять условию равенства числа рангов числу ранжированных объектов.

Ситуационный анализ — процедура проведения экспертного совещания по актуальной политической проблеме в соответствии со специальными правилами организации обсуждения и обобщения результатов.

Сравнение. Когда необходимо более точно установить соотношение между сопоставляемыми объектами (факторами), то для оценки предпочтения может быть использован метод сравнений. При этом проводится следующая процедура: 1) объекты располагаются в порядке их важности (как и при ранжировании); 2) наиболее важному объекту приписывается оценка, равная единице, а остальным (соответственно степени их важности) — оценки между нулем и единицей; 3) далее оценка первого объекта сравнивается с суммой оценок всех остальных объектов и при необходимости корректируется таким образом, чтобы она была заключена между несколько большей суммой всех остальных объектов и несколько меньшей суммой всех остальных объектов без некоторого количества самых менее значимых; 4) далее про цедура пункта 3 повторяется для объекта 2, но без объекта 1 до тех пор, пока не будет оценен предпоследний объект.

Статистический анализ — собирательное понятие для ряда математичес ких приемов обработки количественной информации, основные теп депции распределения показателей и степень корреляции между от дельными показателями.

Шкала — средство измерения, позволяющая соотнести некоторые признаки с числовыми характеристиками. Основные шкалы, используемые в практике измерений, можно подразделить на следующие классы: 1) номинальные шкалы — моделируют отношения типа «равен ство—неравенство» (например, внутриполитические—международные проблемы, вооруженные столкновения—политические декларации);

2) порядковые шкалы (числовые, ординарные) позволяют сравнивать обсуждаемые величины в терминах «больше—меньше», «лучше—хуже», «быстрее—медленнее», примером порядковой шкалы могут выступать различные рейтинги. Разновидностью порядковой шкалы является так называемая процентная, или относительная, шкала (на сколько %);

3) интервальные шкалы — измеряют, на сколько и во сколько раз различаются изучаемые величины (доход на душу населения, перс-стрелки, имевшие место в течение месяца, обмен дипломатическими посланиями в текущем году по сравнению с предыдущим). Все типы шкал могут служить мерами оценки показателей поведения исследуемых объектов.

Эксперт — лицо, готовящее или принимающее решение в условиях неопределенности; эксперт должен быть признанным авторитетом в проблемной области.

Экспертиза — проведение группой экспертов измерения некоторых характеристик для подготовки принятия решения. Отличительная особенность экспертизы как процедуры измерения состоит в том, что в качестве приборов выступают люди (либо потому, что сами объекты или их характеристики субъективны, либо потому, что пока просто не существует объективных приборов измерения этих характеристик).

Экспертная оценка — авторитетное мнение эксперта по какой-либо проблеме, находящейся в сфере его компетенции. Экспертная оценка с методической точки зрения всегда является вариантом измерения, которое стремится к максимально возможной точности.

Вопросы и задания для обсуждения

1. Какова роль экспертных заключений во внутриполитической и внешнеполитической практике?

2. Какие виды экспертных оценок и направления их использования вам известны?

3. Назовите основные этапы прикладного политического исследования па основе применения экспертных оценок.

4. Представления о каких количественных процедурах обработки данных необходимы организаторам экспертного совещания?

5. Охарактеризуйте экспертное совещание как особый вид коллективной экспертизы в сфере политической практики (подготовка, правила организации и проведения).

6. Расскажите о ситуационном анализе в сфере политической практики (подготовка, правила организации и проведения).

7. Предложите несколько возможных тем ситуационного анализа для проведения в рамках учебного процесса и примерный сценарий его проведения.

Литература

Основная

Бешелев С. Д., Гурвич Ф. Г. Экспертные оценки. М., 1978.

Дзлиев А/. //. Информационно-анализирующая система оценки социально-политической стабилыюст в регионе. М., 1992.

Симонов К., Федоров В. Ситуационный анализ: январь—июнь 1997 года — властные структуры федерального центра // Россия: новый этап либеральных реформ. М., 1997.

Ядерная программа КНДР: перспективы развития. Ситуационный анализ. Ноябрь 2003 г., МГИМО(У) МИД РФ под руководством академика Е. М. Примакова// Россия в глобальной политике. 2004. № 1.

Иракский кризис и перспективы урегулирования. Ситуационный анализ. Апрель 2004 г., МГИМО(У) МИД РФ иод руководством академика Е. М. Примакова// Россия в глобальной политике. 2004. № 3.

Дополни тел ьная

Акимов В. П. Математика для политологов. М.: МГИМО, 2003.

Жуков А. Д. Системное исследование конкретных ситуаций в международных отношениях с использованием экспертных оценок. М., 1978.

Косолапое II. А. Политика, экспертиза, общество: узлы взаимозависимости // Pro ct Contra. 2003. Т. 8. № 2.