§3. Подготовка аналитических выводов и практических рекомендаций
Выводы и рекомендации, завершающие прикладное исследование чрезвычайно важны. Они свидетельствуют о количестве и качестве проведенной научной работы и одновременно являются
1 См.:
Семенов Б. М. Указ. соч. С. 24. 168
основами для воздействия на реальную политическую ситуацию. В итоговых документах прикладных политических исследований выводы и рекомендации чаще всего тесно взаимосвязаны, и при их формулировании аналитики придерживаются предметной совместимости обобщающих оценок и выдвигаемых с их учетом предложений. Кроме того, к их содержанию предъявляется целый ряд требований: актуальность, адекватность и доступность для понимания. В сущности, этим требованиям должны отвечать заключительные разделы всех научных исследований, однако строгость их соблюдения в рамках прикладных разработок значительно выше.
Учитывая растущее число различных прикладных проектов по политической проблематике и большой общественный резонанс, который получают соответствующие публикации, следует обратить особое внимание на вопросы подготовки
рекомендательной части итоговых документов. По своей сути, они являются заключениями о путях адаптации конкретных акторов к существующим угрозам со стороны политической среды или о способах адаптации политической среды к интересам конкретного актора. Эти суждения могут быть представлены как относительно изолированно, так и на фоне гипотетических сценариев развития ситуации, что позволяет предложить несколько возможных вариантов тактических шагов. Тем самым рекомендации, содержащиеся в итоговых документах прикладных проектов, побуждают акторов не столько к продолжению осмысления действительности, сколько к активным действиям. Поэтому ключевым вопросом, возникающим в этой связи, является вопрос о
принципиальной выполнимости рекомендаций.
Помимо этических ограничений, о которых упоминалось в начале учебника, условия выполнимости рекомендации определяются и другими моментами. Например, формулируя их содержание, аналитик должен соотносить предлагаемые действия с временными и материальными ресурсами потенциальных инициаторов внутриполитических или внешнеполитический акций. Бюджет, кадровое обеспечение, техническая оснащенность часто ускользают из поля зрения исследователей, воспитанных в традициях академической науки. Не всегда удается должным образом учитывать и «человеческое измерение» дистанции между идеально спланированным решением и его административным воплощением. Хотя степень выполнимости научных рекомендаций в сфере общественных отношений всегда относительна, важнейшим критерием при их разработке должна неизменно выступать реалистичность предполагаемых действий.
Кроме того, если работа завершается несколькими сценариями развития ситуации, их должно быть немного. Четыре или пять возможных вариантов изменения политической обстановки даже при формальной корректности научной разработки не снижают неопределенность на этапе принятия решений. Она может даже возрасти, если сделать «уточняющее» предположение о вероятном сочетании элементов нескольких основных сценариев. Документы, предлагающие широкий спектр нормативных образов политического будущего, не могут рассматриваться как реальное завершение прогнозно-аналитической деятельности. Оптимально предложить сосредоточить внимание на двух наиболее вероятных с точки зрения проведенного анализа альтернативах и указать факторы, способные существенно изменить ведущие тенденции развития обстановки.
Важным условием эффективности всех видов итоговых заключений прикладных проектов является
учет фактора времени, определяющего этапы развития конкретной ситуации. Четкого научного решения, к которому стремились многие авторы прикладных эмпирических исследований, в этом плане нет. Значительно легче предположить параметры возможных событий, их тип, будущих инициаторов и даже последствия для различных звеньев политической системы, нежели определить момент будущего, в который они могут произойти. Поэтому использование критерия времени для повышения точности итоговых заключений прикладных проектов скорее принадлежит той области политики, которая относится к искусству и не имеет прочной научной основы.
Тем не менее, при формулировании итоговых заключений аналитик должен постоянно обращать внимание на временные этапы, в рамках которых будут разворачиваться предполагаемые события. Обычно опорными в этом смысле понятиями выступают такие определения, как краткосрочная (оперативная), среднесрочная и долгосрочная перспектива. Акцент на долгосрочных перспективах и прогнозах более характерен для прикладных исследований, проводимых преимущественно в научных целях, а анализ краткосрочных (оперативных) и среднесрочных перспектив отражает также непосредственные интересы политической практики.
Рамки определения краткосрочных и среднесрочных этапов политического будущего достаточно условны. Часто при общем прогнозе развития политических процессов речь идет о полутора-двух годах как краткосрочной перспективе и 5—7 годах как перспективе среднесрочной. Однако, поскольку для принятии решений интерес представляют прежде всего их прямые последствия, в фокусе многих прикладных разработок оказываются проблемы, потенциально возникающие в течение ближайших месяцев или максимум полутора лет. В этих случаях представления о краткосрочных и среднесрочных перспективах могут значительно меняться.
Помимо временных акцентов рекомендации по итогам прикладных проектов могут включать и другие полезные уточнения. Возможности их восприятия и содержательной верификации заметно повышаются, если даются предложения по ведению последовательной и поэтапной стратегии. Обоснование не только «первого», но и «второго» шага конкретного актора усиливает системные характеристики его политического поведения и способствует удержанию тактической инициативы. Важными уточняющими положениями комплексных аналитических заключений часто являются оценки степени политического риска, хотя исследование их проблематики представляется во многом как особая область научного изучения.
Таким образом, реалистичность, четкость и определенность выступают важнейшими специфическими характеристиками содержания заключительных выводов и рекомендаций прикладных исследований.