Приложение 1
Примерная программа учебного курса «Методы и методики политических исследований»
Примерная программа учебного курса «Методы и методики политических исследований»
(36 ч: 9 лекций + 9 практических занятий-семинаров)
Пояснительная записка1. Цель курса
Целью учебного курса является ознакомление студентов с широким спектром научного инструментария, применяемого в современных исследованиях, оценках и прогнозировании политических, в том числе внешнеполитических, процессов. В этой связи раскрываются ключевые понятия, связанные с методическим обеспечением политологических исследований, изучаются базовые приемы обработки различных типов информации и правила подготовки соответствующих аналитических заключений. В ходе семинарских занятий и выполнения учебных заданий студенты приобретают навыки практического применения методик контент-анализа, ивент-анализа, когнитивного картирования и экспертных оценок, а также опыт коллективной работы над исследовательским проектом и оформления его результатов.
2.
Задачи курса
Основные задачи курса «Методы и методики политических исследований» состоят, во-первых, в том, чтобы способствовать углублению знаний студентов, полученных ими в результате освоения теоретических курсов дисциплин политологического цикла, во-вторых, в приобретении навыков самостоятельной аналитической работы в сфере политической практики.
Кроме того, в результате изучения курса студент должен:
• получить четкие представления об основных понятиях, связанных с методическим обеспечением политических исследований;
• приобрести навыки сбора, обработки и анализа эмпирической информации по политической проблематике;
• научиться пользоваться наиболее распространенными видами прикладных аналитических методик;
• научиться правильно оформлять и представлять результаты проведенных исследований;
• приобщиться к опыту «командной работы» в процессе выполнения исследовательского проекта.
3. Место курса в профессиональной подготовке
Курс не только знакомит с базовыми понятиями в сфере научных политических исследований, но и выступает связующим звеном в фор-
180
мировании комплекса профессиональных знаний, приобретаемых студентами в ходе освоения различных учебных дисциплин.
Спецификой курса является его ориентация на развитие практических навыков выполнения прикладных научных проектов в сфере внутриполитической и внешнеполитической проблематики. В соответствии с современными приоритетами учебного процесса особое внимание уделено вопросам ознакомления студентов с основными приемами аналитической работы с первичной информацией и формулированию адекватных прогнозных предположений. Данное обстоятельство особенно значимо в контексте мирового опыта подготовки специалистов-политологов.
В силу многообразия современных методических подходов и методов политических исследований курс служит основой для продолжения изучения различных аспектов политического бытия и углубления базовых представлений о методическом обеспечении исследовательского процесса. Освоение соответствующего учебного материала значительно повышает способности студентов к самостоятельной творческой работе и их понимание реальной взаимосвязи теоретического знания с политической практикой.
4. Требования к уровню освоения содержания курса
Требования к уровню освоения курса предполагают не только добросовестное отношение студентов к восприятию новой содержательной информации, выполнению учебных заданий во время аудиторных занятий, но и необходимость интенсивной самостоятельной работы по изучению рекомендованной литературы. Обсуждение теоретических и прикладных аспектов изучаемой проблематики, которое проводится на каждом семинарском занятии, позволяет корректировать процесс усвоения конкретного материала и добиваться активного участия каждого члена группы в учебном процессе. Важнейшим методическим элементом преподавания курса и эффективным средством его должного усвоения служит требование подготовки нескольких письменных работ (от одной до полутора страниц текста) в форме аналитических справок, содержащих результаты прикладного анализа оригинального информационного материала по политической проблематике. Подготовка этих работ обычно проводится в коллективном формате (коллективный проект), после чего происходит презентации их результатов.
В этой связи основным требованием к освоению курса является приобретение навыков устного обсуждения проблем методического обеспечения политических исследований, овладение базовой терминологией и пониманием основных проблем, существующих в этой области. Одновременно ключевым критерием оценки результатов освоения курса является также приобретение первичного опыта коллективной и индивидуальной аналитической работы с информацией.
Содержание курсаЛекционные занятия1. Предмет и специфика исследований политических ситуаций и про цессов (2 ч).
2. Информационные аспекты методического обеспечения политических исследований (2 ч).
3. Контент-анализ в исследованиях политических ситуаций и процессов (2 ч).
4. Ивент-анализ в исследованиях политических ситуаций и процессов (2 ч).
5. Когнитивное картирование в исследованиях политических ситуаций и процессов (2 ч).
6. Экспертные оценки в исследованиях политических ситуаций и процессов (2 ч).
7. Анализ персональных коммуникативных связей в политических исследованиях (2 ч).
8. Применение математических средств в политических исследованиях (2 ч).
9. Подготовка итоговых аналитических материалов в сфере исследований политической проблематики (2 ч).
Семинарские занятия1. Предмет и специфика исследований политических ситуаций и процессов (2 ч).
2. Информационные аспекты методического обеспечения политических исследований (2 ч).
3. Контент-анализ в исследованиях политических ситуаций и процессов (2 ч).
4. Ивент-анализ в исследованиях политических ситуаций и процессов (2 ч).
5. Когнитивное картирование в исследованиях политических ситуаций и процессов (2 ч).
6. Экспертные оценки в исследованиях политических ситуаций и процессов (2 ч).
7. Анализ персональных коммуникативных связей в политических исследованиях (2 ч).
8. Применение математических средств в политических исследованиях (2 ч).
9. Подготовка итоговых аналитических материалов в сфере исследований по политической проблематике (2 ч).
Тематический план лекционных занятий
Тема
1 Предмет и специфика исследований политических ситуаций и процессов
Понятие фундаментального и прикладного научного знания в сфере внутренней и международной политики. Переход от историко-описатель-ных к аналитико-прогностическим исследованиям. Общеметодологические принципы познания действительности и предметная специфика политических исследований. Изучение политических ситуаций и процессов с позиции системного подхода.
Методическое обеспечение политических исследований. Монодисциплинарный и междисциплинарный инструментарий научного поиска. Методы и методики. Определение. Типология. Примеры.
Тема 2.
Информационные аспекты методического обеспечения политических исследований Информация как особый ресурс научной деятельности. Формирование информационного подхода к изучению различных аспектов политической жизни. Информация в структуре фундаментальных и прикладных политических исследований. Теоретическая и эмпирическая информация о политике. Источники информации и их основные типы. Состав и типы информационных данных в структуре исследовательских проектов. Первичные и вторичные данные. Критерии отбора и верификации данных. Составление банка данных. Основные этапы информационно-аналитической работы.
Информационные технологии в практике политических исследований. Информационно-аналитические технологии и информационно-прогнозные технологии. Роль Интернета в спектре технологических средств информационного обеспечения политических исследований.
Тема 3.
Контент-анализ в исследованиях политических ситуаций ипроцессов Контент-анализ. Определение, основные понятия. Ранний опыт перевода текстовой информации в количественные показатели. Целесообразность применения контент-анализа в прикладных исследованиях политических ситуаций и процессов.
Виды контент-анализа. Различия количественного и качественного контент-анализа текстовой информации по политической проблематике. Особенности подготовки информационной базы прикладных исследований. Условия отбора информационного материала. Основные этапы применения процедуры контент-анализа. Определение смысловых единиц анализа текстовых массивов и различные варианты решения этой задачи. Особенности проведения контент-анализа, направленного на определение целей субъектов внешнеполитической деятельности. Построение проблемного графа содержания информационного массива и его нормативные уровни.
Кодирование и квантификация смысловых единиц текстового масси-за. Обобщение и интерпретация результатов проведенного исследования. Проблема верификации. Сочетание описательной и графической формы представления в итоговых документах.
«Встроенность» разработок, выполненных на основе контент-анализа, в различные прикладные проекты по переговорной и конфликтной проблематике.
Тема 4.
Ивент-анализ в исследованиях международных ситуаций и процессов
Ивент-анализ. Определение, основные понятия. Отечественный и зарубежный опыт применения ивент-анализа в прикладной политологии. Попытки выявления универсальных закономерностей поведения субъек-гов политических отношений.
Виды ивент-анализа, применяемого для слежения за развитием политических (в том числе международных) ситуаций и процессов. Направленный и ненаправленный ивент-анализ. Особенности создания информационной базы прикладных проектов. Условия отбора информационного материала. События и акции. Основные этапы применения процедуры ивент-анализа. Установление пространственно-временного классификатора акций. Кодировка акций. Заполнение классификатора. Математическая обработка информационного массива. Возможности применения вычислительной техники. Обобщение и интерпретация результатов.
Особенности подготовки аналитических документов, опирающихся на результаты исследований динамики политических событий. Сочетание текстовых и графических средств описания. Проблема верификации заключений, полученных на основе ивент-анализа.
«Встроенность» разработок, выполненных на основе ивент-анализа, в различные прикладные проекты по переговорной и конфликтной проблематике.
Тема 5.
Когнитивное картирование в исследованиях политических ситуаций и процессов
Субъективные психологические моменты во внутриполитической и внешнеполитической практике. Отечественный и зарубежный опыт прикладного анализа психологических аспектов принятия политических решений.
Применение когнитивного картирования для установления особенностей политического мышления индивидуальных и групповых субъектов международных отношений.
Основные понятия и процедура применения когнитивного картирования.
Особенности создания информационной базы, ее характеристика, предварительная обработка. Выделение ключевых точек содержания выступлений политических деятелей. Установление причинно-следственных связей между ключевыми точками (понятиями) содержания этих выступлений. Графическое отображение ключевых точек и их взаимосвязей в рамках когнитивных карт. Анализ когнитивных карт. Пространственно-временная группировка зафиксированной информации.
Содержательная интерпретация результатов когнитивного картирования. Обобщение результатов анализа когнитивных карт. Возможности кванти-фикации и применения вычислительной техники. Проблема верификации результатов, полученных на основе проведения когнитивного картирования. «Встроенность» разделов, выполненных на основе когнитивного картирования, в прикладные проекты по переговорной и конфликтной проблематике.
Тема 6.
Экспертные оценки в исследовании политических ситуацийи процессов
Роль экспертных заключений во внутриполитической и внешнеполитической практике. Отечественный и зарубежный опыт применения экспертных оценок в анализе политических ситуаций и процессов. Достоинства и недостатки применения методики экспертных оценок. Виды экспертных оценок и направления их использования. Индивидуальная и коллективная экспертиза.
Процедура проведения прикладного исследования на основе экспертных оценок. Формулирование главной задачи исследования. Условия отбора экспертов и правила их работы. Построение проблемного графа исследуемой ситуации или процесса («дерево целей»).
Ситуационный анализ. Определение. Создание предварительного аналитического сценария. Правила высказывания и учета мнений участников ситуационного анализа. Роль руководителя (руководителей) проекта. Подготовка заключительного документа.
Экспертное совещание как особый вид коллективной экспертизы в сфере политической практики. Подготовка совещания. Описание исследуемой (проблемной) ситуации в исходном документе. Проведение совещания, возможности осложнений при принятии коллективных решений. Роль руководителя совещания. Отличия экспертного совещания от имитационной игры. Обобщение и анализ результатов совещания. Составление итогового документа.
«Встроенность» разделов, выполненных на основе экспертных оценок, в прикладные проекты по переговорной и конфликтной проблематике.
Тема 7.
Анализ персональных коммуникативных связей в прикладных политических исследованиях
«Человеческий фактор» как объект прикладного изучения политических ситуаций и процессов. Отечественный и зарубежный опыт. Политико-психологическое портретирование лидеров.
Понятие «команды» как особого типа политического актора. Правила подбора «команды» и ее подготовки к решению поставленных задач. Формальные и неформальные моменты групповых коммуникативных связей.
Зарубежный опыт игрового моделирования «командного» и персо-1ального поведения в условиях переговорного процесса. Специфика «ко-1андной» подготовки к ведению переговоров по политической проблема-ике. Основные ролевые функции участников. Варианты оптимизации функционального поведения ключевых фигур переговорного процесса. Нормирование коммуникативного стиля.
Учет национально-культурных и тендерных характеристик участии-:ов переговоров.
«Встроенность» разделов, выполненных на основе анализа персональ-1ых коммуникативных связей, в прикладные проекты по переговорной и юнфликтной проблематике.
Тема 8.
Применение математических средств в политических исследованиях
Распространение математических методов исследования в сфере со-ременного гуманитарного знания. Проблемы интеграции гуманитарного i математического знания. Типология основных математических средств, [рименяемых в прикладных политических исследованиях. Специфика кван-ификации качественных аспектов социальной действительности. Кван-ификация и формализация содержательных моделей.
Квантифицированные методики обработки и анализа информации: нализ при помощи простых и сложных индикаторов, факторный анали-а, анализ корреляций, анализ регрессий, анализ тенденций, спектраль-[ый анализ, экстраполяция.
Зависимость подбора математических средств анализа от характера сследуемых ситуаций и процессов.
Тема 9.
Подготовка итоговых документов прикладных проектов в сфере политической проблематики
Отличие итоговых документов прикладных аналитических разработок т фундаментальных исследований. Информационный и аналитический азделы прикладного проекта. Оптимальные размеры текстового материа-а. Структура описания проведенного исследования. Включение графи-еских схем, количественных данных и других иллюстративных материа-ов. Основная часть проекта и приложения.
Правила подготовки аналитических выводов и практических рекомен-аций. Адекватность логических заключений. Конкретность и реалистич-ость предлагаемых действий. Необходимость соотнесения предлагаемых ействий с временными и материальными ресурсами потенциальных ини-иаторов внешнеполитических акций. Оценка степени политического риска краткосрочной и среднесрочной перспективе.
Специфические особенности стиля написания аналитических доку-1ентов, ориентированных на потребности внешнеполитической практи-и. Краткость, простота и содержательная емкость предложений. Правиль-ое определение абзацев, недопущение слишком дробного или слишком литного оформления подаваемого материала. Желательность выделения (с помощью подчеркивания) пяти—семи ключевых идей по ходу изложения материала. Соблюдение правил орфографии и пунктуации.
Примеры заданий для обсуждения и презентации
1. Представьте в обобщенном виде суть научных дебатов между сторонниками нормативного и эмпирического подхода. На чьей стороне находятся Ваши предпочтения?
2. Дайте определение понятий: «политическая теория», «метод политического исследования», «исследовательская методика».
3. Каковы основные различия в методологическом обеспечении фундаментальных и прикладных исследований политики в ее внутригосударственном и мировом измерении?
4. Сформулируйте несколько примерных тем фундаментальных и прикладных политологических разработок. Каким образом следует, на ваш взгляд, организовать исследовательский процесс?
5. Каковы основные характеристики научного инструментария прикладных политологических проектов?
6. Какая из актуальных проблем российской и мировой политики заслуживает, на ваш взгляд, наиболее интенсивной прикладной разработки?
7. Согласны ли вы с тем, что современное общество часто определяют как информационное? Из чего исходят сторонники этой точки зрения?
8. Что такое информация и как необходимо организовать информационную работу в интересах проведения прикладного исследования по политической проблематике?
9. Каким видам данных целесообразно отдавать предпочтение при проведении прикладных исследований политических ситуаций и процессов?
10. Охарактеризуйте основные этапы обработки информации в рамках прикладных исследований политических ситуаций и процессов.
11. Обращение к каким отечественным и зарубежным электронным ресурсам представляется вам наиболее полезным при подготовке прикладного проекта?
Общие методические рекомендации для проведения практических аудиторных занятий
1. Обсуждение предложенных вопросов предваряется обменом мнениями слушателей о содержании прочитанной по теме учебного раздела литературы.
2. Для вовлечение в активную аудиторную работу максимально возможного числа слушателей обсуждение строится в форме представления нескольких устных докладов, сопровождающихся выступлениями заранее подготовившихся оппонентов и завершающей оценкой дебатов со стороны преподавателя.
3. В качестве альтернативы устного обсуждения слушателям может быть предложено написать краткое тематическое эссе с соблюдением правил научной разработки заявленной для рассмотрения проблемы.
4. Формами итогового контроля являются устный зачет и представление письменной аналитической работы. Во время зачета испытуемым пред-тагается ответить на несколько вопросов или выполнить небольшой тест. Список примерных вопросов и тип тестовых заданий определяется пре-юдавателем и заранее сообщается студентам.
4.1. В целях совершенствования учебного процесса во время зачета все студенты в обязательном порядке отвечают на вопрос о трех наиболее заинтересовавших их в рамках курса проблемах и трех показавшихся наиболее трудными для освоения. Такой подход позволяет, с одной стороны, еще раз в самом обобщенном виде закрепить у студентов представления о полученных знаниях, а с другой — корректировать методические и дидактические аспекты преподавательской деятельности.
4.2. Письменная работа выполняется в объеме до 5—7 страниц и содержит как описательный текстовой, так и графически оформленный материал. Обязательным требованием является наличие сформулированных на основе проведенного анализа итоговых заключений и прогнозных предположений.
4.3. В зависимости от пожеланий студентов письменная работа может быть представлена либо в традиционной форме (сдача преподавателю для получения общего заключения), либо проходить в виде презентации и соответствующих ответов на критические замечания оппонентов.