Методы политических исследований: Учеб. пособие

Автор: | Год издания: 2005 | Издатель: Москва: Аспект Пресс | Количество страниц: 221

Приложение 4

Рекомендации по использованию количественных данных и материалов для выполнения учебных заданий


Рекомендации по использованию количественных данных и материалов для выполнения учебных заданий

Для обучения различным аналитическим приемам исследования политических ситуаций и процессов можно использовать количественные данные и материалы. Независимо от того, являются ли они результатом работы самих исполнителей или подключения к имеющимся банкам данных, лучше, если количественные показатели будут выступать в форме списка цифр и символов. Опора на этот упорядоченный в первом приближении информационный материал позволит применить к нему самые различные приемы количественной обработки. Особое место среди них занимает статистика.

Статистика и статистические данные

Статистика как дисциплина присутствует в программе обучения многих гуманитарных вузов. Тем не менее, хотелось бы выделить несколько моментов, на которые следует обратить особое внимание.

1. Элементы статистики постоянно присутствуют в жизни общества, а умение произвести их «извлечение» из массы повседневных событий существенно уточняет наши представления о мире политическом. Массив таких стандартизированных данных может быть преобразован в статистический массив, представлен в виде таблицы или графической схемы.

2. При работе со статистическим и любым другим количественным материалом часто употребляются понятия, относящиеся к категории измерения:

Среднее число — обобщенный показатель, который находится через деление суммы всех количественных значений наблюдаемых элементов одной категории на общее число всех включенных в категории элементов. Среднее число обычно используется для оценки некоего «нормального» уровня показателей, позволяющей пренебрегать слишком большими или слишком мелкими как нетипичными.

Проценты (%) — для получения этого показателя необходимо разделить число элементов, обладающих определенной спецификой, на сумму всех элементов в данной категории и умножить на 100. Обычно используются при относительных сравнениях типа: «в какой степени, во сколько раз...».

Закономерность (мода) — категория с наибольшим количеством случаев. Ее определяют путем поиска повторяющихся значений.

Частотность — показывает, сколько разных объектов включено в группу или в категорию, которая исследуется.

Доля — пропорция, используется для сравнения относительной величины числа по сравнению с другой большей величиной. Ранг — сравнение количества повторений какого-либо события по

отношению ко всему массиву событий. 3. При работе с количественными материалами часто используются статистические термины: корреляция, стандартное отклонение, значение показателя и многие другие. Их значение можно уточнить в специальной литературе.

Таблицы и графики

Эти специальные приемы обобщения и представления количественных данных в принципе всем хорошо известны. Проблема в том, что далеко не все студенты-гуманитарии могут правильно их использовать.

Таблицы

Построение таблицы. Таблицы могут состоять как из «сырых данных», так и из данных, уже подвергшихся статистической обработке и превращенных в статистику. Формат и информация в таблице должны соответствовать задачам исследования, а включенная в нее информация должна быть содержательной и представлена в простом для восприятия виде. В политических исследованиях наиболее широко применяются два вида таблиц: перечневые таблицы и таблицы взаимного сопряжения данных. В нервом случае таблица строится так, чтобы показать изменение нескольких упорядоченных показателей во времени (например, доля электоральной поддержки ведущих партий в течение последних лет). Перечневая таблица — это, прежде всего, инструмент суммирования разнородных данных.

Во втором случае таблица представляет собой матричную форму, в рамках которой фиксируются гипотетически связанные друг с другом характеристики политического феномена (например, но вертикали указываются регионы, а по горизонтали распределение партийных предпочтений электората в каждом из них). Таблицы взаимного сопряжения данных показывают изменения соотношения количественных характеристик объектов наблюдения.

Формат таблицы. Таблица должна содержать в себе всю значимую информацию, необходимую для чтения и интерпретации массива данных.

Название таблицы должно сообщать, о каких данных идет речь, где и когда эти данные собраны, источник данных. Эта информация может быть включена в название таблицы или же указана в конце.

Данные таблицы. Данные, включенные в колонки и строки таблицы, не должны являться избыточными и быть чрезмерно дифференцированы. Необходимо избегать их громоздекой презентации.

Оформление таблицы в структуре текста. Таблицы должны помещаться с отступом от предыдущего текста либо на отдельной странице.

Все таблицы должны быть последовательно пронумерованы. В работах с несколькими самостоятельными частями нумерация таблиц должна выглядеть так: табл. З.1., 3.2. и т. д. В небольших работах вполне достаточна нумерация из одной цифры (табл. 1, табл. 2). Если в работе таблицы даются наряду с другим иллюстративным материалом, то обычно они нумеруются отдельно.

Каждая таблица должна иметь заголовок, который точно отражает содержание представленных в ней данных. Заголовок, как и номер таблицы, лучше помешать в центре или в правой части страницы. Заголовок должен отражать основные переменные, показатели которых включены в таблицу. При завершении составления таблицы под ней необходимо дать ссылку на источник данных.

Между заголовками, колонками и строками внутри таблицы следует оставлять пробелы для облегчения чтения.

Включение таблицы в текст необходимо сопровождать пояснениями взаимосвязей, которые отражены в рамках таблицы. Они могут также коснуться любых замеченных сходств или различий распределения признаков переменных. Особо можно отметить изменчивость или постоянство в вариациях переменных, а также привести дополнительные сведения об источнике данных.

Графики

Табличное представление информационных данных часто дополняется или заменяется простым графиком. Обычно это делается для повышения определенности обшей информационной картины, поскольку при больших массивах данных график отображает их более «компактно».

Построение графиков. Графические формы представления количественного материала часто называют просто графиками, рисунками, диаграммами. Они представляют собой яркую визуальную иллюстрацию количественных величин, характеризующих содержание массива данных. Как и в случае построения таблиц, для построения графиков могут быть использованы «сырые» или статистически обработанные данные.

Оформление графиков. Графики нужно оформлять так же, как и таблицы. Каждый рисунок должен иметь свой номер и точный заголовок. Горизонтальная и вертикальная оси необходимо специально обозначить и правильно шкалировать. В случае нанесения нескольких линий поддиаграммой следует поместить подробное описание.

Виды графиков. Основными типами используемых в обычных учебных заданиях графиков являются линейная диаграмма, столбцевая диаграмма (гистограмма), секторная диаграмма, двусторонняя гистограмма.

Линейная диаграмма. Соединяет все значения одной переменной непрерывной линией и дает возможность сравнения значений разных переменных путем нанесения нескольких аналогичных линий, часто различающихся цветом или манерой изображения. Линейные диаграммы особенно полезны при изображении дина-


Столбцевая диаграмма (гистограмма). Графическое изображение, в котором высота и иногда ширина серии столбцов иллюстрируют наблюдения по одной или нескольким переменным.

Секторная диаграмма. Рисунок, на котором круг представляет собой определенную совокупность и разделен на сегменты, показывающие относительную долю каждой части. Применяется для интерпретации изменений относительных величин. Секторные диаграммы, состоящие из последовательного ряда кругов, не должны колебаться в размерах.

Двусторонняя гистограмма. Расположенный в двух направлениях график, используемый для того, чтобы показать колебания сверх или менее средней нормы, представленной центральной линией.

Ориентирован на углубление общих представлений о распределении количественных показателей для отдельных переменных.

Региональные различия уровня электоральной поддержки политического субъекта

Графики, включенные в качестве иллюстративного аналитического материала, должны эффективно передавать исследовательскую концепцию и наглядно демонстрировать отношения между разными политическими феноменами. Тип графика определяется исследователем.

Включение таблицы или графика в текст прикладных аналитических материалов воспринимается как указание на особое значение заключенной в них информации. Поэтому необходимо целенаправленно отбирать данные, предполагаемые к табличному или графическому представлению. Существуют три важнейших правила использования таблиц и графиков в структуре итоговых материалов прикладных проектов или письменных учебных заданий. Во-первых, они должны быть наглядны и информативны, во-вторых, грамотно строиться и интерпретироваться, в-третьих, работа не должны быть перегружена графическими формами.

При описании и последующей интерпретации количественного материала, представленного в виде таблицы или графика, целесообразно, во-первых, обратить внимание на максимальные и минимальные значения показателей для различных переменных, во-вторых, на равномерность или неравномерность распределения показателей для разного типа переменных.

При построении таблиц и графиков в автоматическом режиме применяются программы WORD и EXCEL.