Методы политических исследований: Учеб. пособие

Автор: | Год издания: 2005 | Издатель: Москва: Аспект Пресс | Количество страниц: 221

Приложение 5

Примеры применения прикладных методик анализа текстовых материалов

Примеры применения прикладных методик анализа текстовых материалов

Содержание, объем и оформление приведенных ниже работ типично для заданий, выполняемых двумя-тремя участниками группового проекта. Образцы работ даны с небольшими изменениями по сравнению с исходными вариантами1. Общим методическим недостатком является ограниченная статистическая репрезентативность данных, которая существенно уступает уровню, необходимому для проведения серьезного исследования. Однако в формате тренировочных упражнений отработка первичных навыков применения контент-анализа, ивент-анализа и когнитивного картирования может проводиться и на сравнительно небольших по масштабу материалах.

Пример 1. Применение методики контент-анализа

В качестве информационной базы исполнители выбрали статью К. Юдае-вой «Полезные раздражители».

«В России к прямым иностранным инвестициям относятся неоднозначно. С одной стороны, принято говорить, что необходимо привлекать прямые иностранные инвестиции, чтобы повысить эффективность российской промышленности и создать новые рабочие места. С другой — достаточно часто приходится слышать опасения, что приход иностранцев на российский рынок отрицательно скажется на работе отечественных производителей. Однако обе эти позиции основываются скорее на эмоциях, нежели на фактах. Исследования, проведенные в ЦЭФИР, позволяют пролить свет на вопрос, кто же прав — те, кто ратует за привлечение прямых инвесторов, или те, кто иностранных инвесторов опасается. Результаты нашего исследования получены на основании информации о деятельности российских средних и крупных предприятий в 1994-2000 гг.

В теории приход иностранных инвесторов может оказать на отечественных производителей как отрицательное, так и положительное воз действие. Наши данные позволяют утверждать, что для отечественных предприятий, конкурирующих с иностранными, негативные эффекты свя заны с тем, что они будут вытеснены с рынка, если окажутся неконкурен тоспособными. Если на рынке труда нет серьезных проблем, то вытесне ние менее производительных предприятий с рынка ведет к более эффек тивному распределению ресурсов, а значит, и к росту эффективности экономики в целом. Усиление конкуренции способно и положительно ска

1 Исполнителями учебных заданий являются студенты И. Гаиина, М. Куюнпи ков и В. Носова.

заться на отечественных предприятиях. Конкуренция может заставить их действовать более эффективно, перенимать иностранные технологии и управленческие приемы. Их «проводником» может быть персонал, ранее работавший на иностранном предприятии.

В России, в отличие от стран Восточной Европы, преобладают положительные внешние эффекты от прямых иностранных инвестиций на отечественные предприятия. Эффекты эти были несколько ослаблены кризисом 1998 г., но есть основания полагать, что они уже восстановились. Существует несколько вариантов объяснения различий во влиянии прямых иностранных инвестиций на конкурентов в России и в других странах с переходной экономикой. Доля иностранных предприятий на российском рынке все еще остается очень низкой. В 2000 г. на долю иностранных компаний в большинстве отраслей промышленности приходилось менее 15% в общем выпуске отрасли. Исключение составляли пищевая отрасль (27%), металлургическая промышленность (28%) и деревообработка (28%). В результате иностранные предприятия недостаточно сильны, чтобы вытеснить отечественных производителей с рынка, но на тех рынках, где работают иностранцы, российские компании вынуждены работать более активно. Менее вероятной мне представляется гипотеза, что, поскольку большинство иностранных предприятий в России находится в мажоритарной собственности, они обладают передовыми технологиями, а значит, эффект от их присутствия выше, чем в других.

Интересно отметить, что в России величина положительного влияния конкуренции с иностранными фирмами существенно зависит от уровня образования рабочих в регионе. Чем выше уровень образования в регионе, тем выше положительные внешние эффекты. Это может быть связано, в первую очередь, с тем, что наличие образованной рабсилы облегчает процесс усовершенствования технических процессов и управленческих методов в качестве ответа на возросшую конкуренцию. И переток рабочей силы с иностранных предприятий на отечественные в высокообразованных регионах тоже больше. Так как иностранным компаниям в таких регионах слишком сложно найти достойную замену ушедшему сотруднику, то издержки российских компаний на переманивание бывших сотрудников иностранных компаний в высокообразованных регионах ниже. Приход иностранных предприятий способен оказывать влияние не только на конкурирующие фирмы, но и на отрасли-поставщики, отрасли-потребители продукции иностранного предприятия. Эффект на поставщиков может быть положительным в тех случаях, когда потребитель-иностранец передает технологию отечественным поставщикам или как минимум устанавливает строгий контроль за качеством продукции. Отрицательный эффект возможен в том случае, когда иностранцы не пользуются отечественными комплектующими, а импортируют их из-за рубежа. Исследования на материале Восточной Европы показали, что эффекты на поставщиков в основном положительные, а отрицательные для тех предприятий, которые находятся в полной иностранной собственности. В России до кризиса 1998 г. эффект на поставщиков был отрицателен. Видимо, в те времена иностранные предприятия в основном пользовались комплектующими российского производства. С 1998 г. начинается положительное влияние иностранных инвестиций на производителей в смежных отраслях. Увеличение спроса иностранных производителей на отечественные комплектующие можно, конечно, объяснить девальвацией рубля, что сделало импорт комплектующих невыгодным. В дальнейшем сам спрос вынудил российские предприятия производить конкурентоспособную продукцию».

См.: Эксперт. 2003. 3-9 ноября. № 41.


Поводы и интерпретация результатов применения методики контент-анализа

Данные, представленные в матричном классификаторе, позволяю! судить об отношении эксперта к политике привлечения прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в экономику России.

Автор предоставляет аргументы как в пользу, так и против ПИИ, причем первые в количественном отношении существенно преобладают (7 высказываний против 3). Анализируя ситуацию с ПИИ в России, автор выделяет отрицательные и положительные последствия их привлечения при абсолютном преобладании последних (12 высказываний против 3).

Таким образом, можно сделать вывод, что эксперт положительно оценивает последствия привлечения ПИИ в российскую экономику, причем теоретические соображения подкреплены конкретными примерами.

В этой связи представляется, что данный эксперт будет неизменно и активно выступать в пользу привлечения ПИИ в российскую экономику.

Пример 2. Применение техники ивент-анализа

В качестве информационной базы исполнители выбрали сообщения новостных агентств о событиях в Ираке в период 21—28 марта 2003 г.

Объект исследования: обстановка в Ираке (21—28 марта).

Акторы: США и страны коалиции («Союзники»), Ирак, мировое сообщество.

Виды действий (акций)

Вербальные:

1) информационные— пресс-конференции, объявление результатов, подтверждение фактов и т.д.;

2) враждебные (заявления провоенные, заявления, в которых чувствуется провокация, угрозы, обвинения;

3) кооперативные (поиск консенсуса, предложение организации встречи, любые конструктивные предложения).

Физические:

1) стратегические (наступление войск, увеличение численности войск, изменение диспозиции);

2) тактические;

3) захват пленных.

Источники:

1. http://www.coo!fold.com/News/view.php?nid=2623

2. http://www.islamua.net/islam_ua/news/newscol.php?what=print&idji =296

3. http://politics.netcity.ru/7id = 124584 http://ncws.bbc.co. uk/hi/ russian/spccial_report/bbcrussian/2002_07/ncwsid_2907000/2907145.stm

206

Приложение 5

Образец списка событий (приводится фрагментарно)

Приложение ")

24 марта 2003 г.

Вяводы и интерпретация результатов применения

техники ивент-анализа

В результате проведенного анализа можно сделать следующие заключения:

1. В период 21-28 марта 2003 года динамика физических (военных) акций сторон конфликта (США+ участники коалиции и Ирака) носила схожий характер. Пик активности пришелся на второй (21 марта) и третий день (22 марта) военных действий, затем военные действия постепенно ослабевали. Однако, начиная с 26 числа, наметилась их новая активизация. В количественном отношении физические акции США и стран коалиции преобладали над физическими акциями Ирака.

2. Уровень вербальной активности США был непостоянным, наблюдалось чередование периода роста и спада вербальной активности. Вербальные действия со стороны Ирака колебались не столь часто. Они достигают своего пика 23 марта (что соответствует дате, когда наблюдается очередной рост числа физических акций США и стран коалиции), затем наблюдаются спад и последующий рост в конце периода. В целом, вербальная активность Ирака была существенно ниже, чем у стран коалиции.

3. Действия международного сообщества характеризовались постепенным ростом активности, на уровень которой не влияла динамика физических (военных) действий сторон.

4. Исходя из количественных характеристик динамики событий в Ираке в период 21—28 марта можно сделать заключение о перспективах продолжения военного конфликта и относительно низкой вероятности роли переговорного компонента в его урегулировании.

Пример 3. Когнитивное картирование

В качестве информационной базы исполнители И. Ганина, М. Кузов-никова и В. Носова взяли отрывок из интервью руководителя одной из крупных российских компаний.

«...Это одна фундаментальная предпосылка. Другая и, пожалуй, более значительная — макроэкономическая стабильность. Все-таки мы живем теперь с инфляцией в десять-двенадцать процентов, это уже совсем другое дело. Третья предпосылка — социально-экономические процессы стали более устойчивыми и предсказуемыми. Живя в ситуации, когда какой-либо сектор то ли через полгода совсем исчезнет, то ли, наоборот, воспрянет, а через год снова грохнется, невозможно разрабатывать промышленную политику. А сегодня, скажем, ясно, что в авиастроении стране нужна одна национальная компания и нужно ее создавать. В авиаперевозках ясно, что они не могут создать спрос на самолеты, потому что проедается доход. Тоже нужна консолидация, для чего требуется жесткая и ответственная правительственная линия».

Выводы и интерпретация результатов применения методики когнитивного картирования

1. Масштаб и сложность рассматриваемой когнитивной карты показывают, что по своему типу она является «картой-обозрением».

2. Ключевые понятия разработаны неравномерно (количество причинно-следственных связей наиболее развернутого понятия в 9 раз превышает аналогичный показатель для наименее развернутого понятия), что позволяет говорить об асимметрии карты, а следовательно, и об элементах непоследовательности авторской логики.

3. Степень детализации («глубина разработки») ключевых понятий варьируется. Глубину разработки первого ключевого понятия можно охарактеризовать как низкую (всего лишь два уровня), второе же ключевое понятие проработано гораздо глубже (до пяти уровней). Это говорит о том, что автор не стремится дать полный анализ явлений, а акцентирует внимание лишь на его отдельных аспектах.

4. Характерной особенностью рассматриваемой когнитивной карты является очень большое количество связей, которые «выстраиваются» вокруг элементов, расположенных на относительно низких уровнях структурной иерархии, и которые на первый взгляд не выступают главными «несущими конструкциями» авторской логики.

5. Небольшое количество «обратных связей» говорит о низком эмоциональном уровне и преобладании рационального типа мышления.

В целом, когнитивная карта показывает, что автор интервью обладает рациональным типом мышления. При этом оно, с одной стороны, фрагментарно (не охватывает явление в комплексе), а с другой — «закрывает» для внешнего наблюдения главные элементы гипотетической картины мира, которой оперирует сам автор, что крайне нежелательно с очки зрения реалий публичной общественной жизни.

* * *

Приведенные примеры применения методики контент-анализа, ивент-анализа и когнитивного картирования во всех отношениях не являются идеальными, но они предлагают некоторую практическую основу для начала работы. Следует обратить внимание, что наряду с непривычными для исполнителей техническими приемами анализа информации значительные трудности составляет и подбор формулировок для описания полученных результатов. В этой связи при выполнении учебных заданий целесообразно обращать особое внимание не только на процедурные вопросы, но и на вопросы специфической стилистики языка междисциплинарных исследований.