Автор: Шкаратан О.И. | Год издания: 2003 | Издатель: Москва: ГУ-ВШЭ | Количество страниц: 377
Отказ от формулы «2+1» привел ряд советских социологов к логически непротиворечивому выводу о необходимости конструирования стратификационной неклассовой (в марксовом или веберовском понимании этой категории) модели советского общества. Такой подход, альтернативный по отношению к концепции государственного капитализма и нового класса, был подкреплен трудами коллег из восточно-европейских стран. Эта альтернативная, менее распространенная концепция рассматривала социальные членения в обществах советского типа как иерархические слоевые, с размытыми границами, обширными зонами трансгрессии между слоями; общество определялось как сословно-слоевое. Становление этого подхода шло преимущественно в академических структурах, и он длительное время оставался вне поля широких политических обсуждений.
Авторы второй концепции усомнились в доказанности тезиса, что номенклатура - это класс, поскольку она, хотя и использует собственность в своих интересах, но правами распоряжения средствами производства не обладает. Властвующие группы в СССР и других социалистических странах обладают монопольным положением в системе власти, "собственностью на государство". Возникает проблема применимости традиционного для европейской социальной мысли классового подхода к системам неравенства в обществах советского типа.
Oдним из первых признал неклассовый характер обществ советского типа выдающийся польский социолог Ст. Оссовский. Анализируя ситуацию в странах Восточной Европы, он пришел к выводу, что поскольку здесь изменения социальной структуры в большей степени осуществляются по воле политической власти, постольку мы далеки от трактовки социального класса в том смысле, как его понимали Маркс (т.е. как групп, различающихся по их отношению к средствам производства) или Вебер (т.е. как групп, различающихся по их отношению к рынку). В ситуациях, где политическая власть может открыто и эффективно изменить классовую структуру; где наиболее важные для социального статуса привилегии, включая повышенную долю в национальном доходе, даруются этой властью, где значительная часть или даже большинство населения включено в стратификацию по типу бюрократической иерархии, - там категория класса становится большим или меньшим анахронизмом, а классовые конфликты уступают место другим формам социального антагонизма. [Ossowski 1957]
Следует заметить, что этот подход устойчиво сохранялся в польской социологии в 1960 - 1980-е годы. Здесь можно упомянуть работы Стефана Новака, Влодзимержа Весоловского, Зигмунта Баумана и многих других. Стефан Новак в 1964г. недвусмысленно писал: "Эволюция социального положения в послевоенной Польше независимо определяется профессией, экономическим положением и образованием; в то время как эти факторы, которые в свою очередь являются взаимозависимыми, - могут либо дополнять, либо уничтожать влияние друг друга". [Nowak 1964, p.43)] Стефан Новак предложил выделить в населении Польши следующие социальные слои: неквалифицированные рабочие, квалифицированные рабочие, работники нефизического труда, творческая интеллигенция и лица свободных профессий. Точно такой же была позиция социолога Влодзимержа Весоловского, который в своих исследованиях польского общества основывался на социально-профессиональной стратификации, беря в качестве дифференцирующих переменных профессию, образование, доход. [Wesolowski 1968]
Более того, авторитетный польский социолог Е. Вятр высказал идею, что именно для СССР, где нет (в отличие от Польши) мелких капиталистов в городе и частнособственнического крестьянства в деревне, правильно намечать слоевую структуру, без классов, что СССР можно считать неэгалитарным бесклассовым обществом. [Wiatr 1965]
Примерно такую же позицию занял в 1960-е годы видный чешский социолог П. Махонин. Он выдвинул на первый план дифференциацию по характеру труда. Были предложены следующие компоненты социального статуса:
1) сложность работы (наличие творческих элементов в труде, степень самостоятельности труда, требуемая квалификация);
2) образование;
3) участие в управлении (объем власти), основанное на: а) социально-профессиональной позиции по месту работы, б) политической деятельности в свободное время;
4) уровень жизни;
5) образ жизни в свободное время.
Авторы провели блестящий представительный опрос по территории всей страны. И уже в труднейших условиях оккупации Чехословакии советскими войсками сумели издать итоговую книгу. [Machonin 1969] Это была фундаментальная монография, последний отблеск "социализма с человеческим лицом", мечты интеллигентов-шестидесятников о возможности решить социальные проблемы на основе "государственного социализма". Последующие двадцать лет на долю авторов достался неквалифицированный физический труд, который они проектировали (совместно со столь же прекраснодушными теоретиками из других стран "реального социализма") преодолеть (ликвидировать) в недалеком будущем.
Точка зрения на советское общество как слоевое получила развитие в СССР с начала 1960-х годов. Конечно, вынужденные к тому идеологической цензурой, эти отечественные исследователи обычно добавляли обязательные слова о сохраняющихся еще "двух дружественных классах и народной интеллигенции", но опытный советский читатель тут же обнаруживал комментарий о том, что данные классовые различия несущественны, а определяющими в общественных отношениях являются слоевые (социально-профессиональные). Из таблиц и схем, всей системы фактических данных следовало, что этим авторам совершенно чужда не только официальная псевдоклассовая "концепция", но и теория нового класса.
В СССР в это время теоретическая мысль одних из социологов повторила вариант, наиболее продвинутый в трудах П. Махонина, но часть авторов попыталась найти иное объяснение столь очевидному неравенству в своей стране. Они задались вопросом: имеется ли при социализме полное равенство в реальном процессе присвоения собственности. Это была совершенно еретическая по тем временам мысль, и пришла она в голову еще в конце 50-х годов экономисту Я.А. Кронроду. Он писал о том, что в стране при формальном равенстве отношений собственности существует реальное неравенство по их использованию. Это неравенство проявляется в фазах производства, распределения, обмена и потребления. [Кронрод 1966, c. 300-313] Естественно, что автор при этом не подвергал сомнению социалистическую природу советского общества.
Теоретическое построение Кронрода давало другим еретикам в краткие периоды идеологических оттепелей возможность обосновать и эмпирически подтвердить неравенство между людьми. [Шкаратан 1970; Арутюнян 1971] Причем эта экономическая концепция "работала" на подтверждение слоевого строения советского общества, поскольку сама категория меры присвоения не могла быть выражена в оппозиции "собственник - несобственник", а - в континууме, отражавшем эту меру как во властной и профессионально-должностной позиции, так и в уровне присвоения благ и услуг. Точка зрения на советское общество как слоевое получила развитие в СССР со второй половины 1960-х годов.
В публикациях Ю.В.Арутюняна, Л.А.Гордона, Т.И.Заславской, О.И.Шкаратана открыто формулировалась концепция советского общества как иерархической структуры социальных слоев, которые могут быть ранжированы в соответствии с их более высоким или более низким статусом. Это был по существу открытый разрыв с официальным взглядом на социальную систему, которая структурировалась только горизонтально и в которой неравенство в распределении рассматривалось лишь как отражение индивидуальной эффективности, индивидуальных заслуг.
Т.И. Заславская следующим образом выразила эту позицию: "Общественное положение, занимаемое различными слоями и классами в социалистическом обществе, может быть в принципе представлено в форме определенной иерархии, в которой некоторые позиции считаются выше, чем другие. Основой для вертикальной иерархии социальных позиций является сложность труда... и ответственность в осуществляемом труде, увеличение которых сопровождается повышением требуемого образования, возрастающим материальным вознаграждением и соответствующими изменениями в образе жизни." [Заславская 1970, с.103)]
В работах автора этих строк также прямо отмечалось, что в советском обществе элементами социальной структуры являются "группы людей, неравных в экономических и социальных отношениях". Их неравенство является "не только наследием капитализма, но и воспроизводится в условиях социализма". (Шкаратан 1970, с. 51, 153)
Хотя схема "2+1" явно не отвергалась, авторы, вводя от восьми до десяти социально-профессиональных групп (социальных слоев), стремились описать различия между ними по их экономическому положению, культурному уровню, ценностным ориентациям и образу жизни. Появление этих "восьми-" и "десяти-" членок объяснялось надобностью социального планирования, регулирования таких процессов как миграция, городское и сельское развитие, подготовка кадров, досуг и рекреация и т.д., для чего недостаточно было старой модели всего лишь из трех элементов.
На самом же деле исходная позиция упомянутой группы социологов в те годы заключалась в том, что в социальной структуре нашего общества, наряду с различиями, связанными с формами социалистической собственности, приобретают определяющее значение социально-профессиональные различия, коренящиеся в особенностях общественно-экономического разделения труда. Выделяемые на этой основе социальные слои выражают целостную, детализированную и многофакторную типологию системообразующих элементов социальной структуры советского общества. Ю.В. Арутюнян тогда же пришел к выводу, что социально-профессиональная группа - это "первичный элемент социальной структуры". [Арутюнян 1971, с.99] Я же признал подобные группы "решающими структурообразующими элементами" городского населения". [Шкаратан 1970(2), с.23] Оба социолога считали возможным классифицировать (и классифицировали) структурные элементы общества без классов (рабочих, колхозников), а также без интеллигенции как некоего целостного образования.
Эти же авторы подчеркивали, что социальные слои в условиях снижающейся важности различий в формах собственности и возрастающего значения характера труда (или, по иной концепции, - меры присвоения собственности) все в меньшей степени выступают как внутриклассовые группы и все в большей мере - как непосредственно внутриобщественные группы = слои.
Исследования стратификации тех лет строились на применении таких критериев как уровень образования и квалификация, содержание труда и различие в доходах, используемых традиционно и западными социологами. Социальные слои, выделяемые в исследованиях, были ранжированы от неквалифицированных рабочих (или колхозников) до руководителей предприятий (колхозов) и руководителей региональных органов управления. В этих классификациях вообще отсутствовали классы и интеллигенция. Последняя была представлена слоями работников управленческого труда (в ряде случаев с выделением руководителей высшего и среднего звена); работников высококвалифицированного научно-технического труда; работников квалифицированного умственного труда.
Надо заметить, что теоретические конструкты социологов 1960-1970-х годов заслуживают научной критики. Верхние слои общества, подлинные хозяева страны, никогда не фигурировали в этих изысканиях. То же можно сказать о многих миллионах сограждан, оказавшихся в самом низу социальной пирамиды (заключенные, бомжи, так называемые бичи и т.д.). Даже в лучших исследованиях фактически игнорировался властный стратификационный срез, хотя он имплицитно присутствовал в виде групп, выделенных по характеру труда (индикаторы - должность и политическая деятельность; численность и "качество" подчиненных). Однако реально в число опрошенных попадали персоны рангом не выше директоров заводов и председателей колхозов, второстепенных лиц из региональной администрации.
К тому же, верно отражая внешние проявления социального неравенства, даже наиболее значительные изыскания не могли дать объяснения причинам и механизмам социальной дифференциации. Дело в том, что советский тип общества не воспринимался как некая данность, - с особой структурой, относящейся, быть может, к другому типу цивилизации, к другому типу экономической организации, чем западные.
Следует иметь в виду, что почти все социологи того времени совсем не были противниками социализма. Они стремились к его оздоровлению, смене сталинской модели на модель "социализма с человеческим лицом". С этим во многом связана и манера, с помощью которой в литературу вводились новая терминология и концептуальный аппарат.
Уже в канун коллапса "реального социализма" болгарский социолог Николай Тилкиджиев взял на себя труд систематизировать взгляды сторонников слоевой структуры обществ советского типа. Он обратил особое внимание на необходимость различать слоевую структуру от социально-профессиональной. Тем самым он раскрыл существенный дефект исследований в СССР, Польше, Чехословакии. Он отметил особое значение разведения социального неравенства и собственно профессиональных различий как явлений разной природы. Социально-профессиональная принадлежность - основополагающая в формировании слоев. Она включает особенности характера труда, квалификационно-образовательные и профессионально-отраслевые качества работников. Но необходимо принимать во внимание также влияние: социального происхождения, социальных связей (супружеских, дружеских и т.д.); жилищных и поселенческих условий; институционального фактора (здесь особенно выделены Н. Тилкиджиевым властные ресурсы институтов и степень включенности в их деятельность представителей социально-профессиональных групп). [Тилкиджиев 1987, с.11-42].
Как заключительный аккорд работ советских социологов рассматриваемого направления можно расценить монографию Т.И.Заславской и Р.В.Рывкиной "Социология экономической жизни" (28), которая означала по существу выход на новое концептуальное пространство. Авторы стремились дать анализ "социальной структуры общества в ее связи с экономической жизнью общества" (С.230), определить социальные группы, являющиеся наиболее важными субъектами экономики, занимающие в ней ключевые позиции.
В книге особенно значим анализ механизма эксплуатации высшими низших. Авторы взорвали табу, существовавшее на обсуждение отношений эксплуатации в советском обществе. Они раскрывают отношения эксплуатации как:
1.изъятие всего прибавочного и части необходимого продукта через неравномерно низкие цены на производственную продукцию и необоснованно высокие налоги;
2.глубокое расхождение меры труда и меры потребления различных групп работников общественного производства;
3.необоснованная неравномерность территориального и ведомственного распределения элементов социально-бытовой инфраструктуры;
4.присвоение дифференцированной ренты I жителями южных районов;
5.преступные способы извлечения нетрудовых доходов за счет граждан или государства ("теневая экономика", мафиозные группы). Список этот, конечно же, неполный, но первый в литературе, издававшейся в самой России.
Раскрытие сущности обществ советского типа как носителей латентных отношений специфических форм эксплуатации было продолжено Т.И.Заславской в ряде публикаций Она отнесла к главным структурным элементам советского общества: а) социально-замкнутый и личностно интегрированный правящий класс "номенклатуры"; б) сравнительно небольшой средний класс, включающий "директорский корпус" и наиболее квалифицированных и/или приближенных к номенклатуре интеллигентов; в) слабо стратифицированный низший класс, объединяющий наемных работников (рабочих, колхозников, представителей интеллигенции средней и низшей квалификации); г) "социальное дно", состоящее из десоциализированных, потенциально криминогенных групп, утративших связи с обществом. Главными особенностями этой стратификации являлись, по ее мнению, весьма высокая концентрация власти и собственности в руках правящего класса; резкая поляризация положения высших и низших слоев общества на фоне общего низкого уровня жизни; неразвитость ( если не отсутствие) среднего слоя, а также доминирование должностного критерия стратификации над квалификационным.
Структура советского общества формировалась по принципу: "кто был ничем, тот станет всем". Оставшиеся семьи научной и культурной элиты, дворян, духовенства, купечества, промышленников, крепких крестьян, концентрировавшие главный энергетический и творческий потенциал общества, были последовательно "выкорчеваны" и истреблены. В итоге в стране сформировалось "общество низшего класса" с пониженной долей талантливых, образованных, здоровых, сильных, предприимчивых и энергичных граждан. К тому же общественная система "социализма" содействовала укреплению худших черт традиционной российской общинности: уравнительности, иждивенчества, социальной пассивности, безответственности, слабой мотивированности к труду и предпринимательству, неразвитости потребностей. [Заславская 1993, с.3-4)]
Совершенно неожиданный подход к анализу природы обществ советского типа с присущей им стратификацией предложен В.М.Воронковым в его статье "Эволюция правящей элиты в период перехода к демократии". [Воронков 1993, с.162 - 182] Он справедливо отмечает, что факты реальной трансформации номенклатуры в период перехода к демократии требуют внести серьезные коррективы в сложившиеся представления об отсутствии в тоталитарном обществе внутренних резервов для качественных преобразований. М. Джилас, М. Восленский, А .Авторханов и другие утверждали, что в советском обществе нет социальных групп (включая контрэлиты), способных стать могильщиками системы. Сама же номенклатура, согласно их позиции, достаточно однородна и ориентирована на сохранение существующих порядков. М. Воронков показывает, напротив, неоднородность советской элиты, раскрывает ее иерархическую структуру ("...самые низшие ее ступени значительно ближе к народу, чем к своим же верхним ступеням"). На границах номенклатуры образуется "специфический маргинальный социальный слой, который ... может быть назван "номенклатурным плебейством". "Это несостоявшаяся (или не вполне состоявшаяся) номенклатура, ее "низы" , ее "маргиналы". Именно это "плебейство" - политически наиболее активная часть общества, свободная и от корпоративной замкнутости номенклатуры, и от традиционной покорности начальству, присущей большинству населения. Это и есть социальный движитель, организатор народного протеста, потенциальный актив возникающих при появившихся условиях ("перестройка") общественных движений и политических партий. Конечно, предположение о существовании и роли номенклатурного плебейства требует тщательной эмпирической проверки, но эта интересная гипотеза вполне заслуживает серьезных усилий по ее подтверждению (или опровержению).
На Западе эти публикации польских, чешских и российских авторов переводились, цитировались [см., например, сборники переводов: Yanowitch М. and W.A.Fisher (eds) 1973; Yanowitch М. (ed.) 1986], но не были интегрированы в "фонд" основных научных идей, где неоспоримо господствовала теория "нового класса", вполне вписывавшаяся в европоцентристский взгляд на социальное неравенство.