Автор: Исаев Б.А. | Год издания: 2008 | Издатель: СПб: Питер | Количество страниц: 464
Понятие политики как решения общественных дел в отличие от дел частных, личных, очевидно, возникло в далекую эпоху родового строя. В Древней Греции в эпоху полисной организации общества такой вид человеческой деятельности получил название «политика», которое произошло от понятия «полис», означавшего «город-государство» или «город с окрестными селениями, полями, садами, гаванями и вообще территориями, обеспечивающими его продуктовые, промышленные, торговые, коммуникационные и другие потребности». Как правило, греческие полисы той эпохи образовывались либо добровольным объединением нескольких соседних селений, либо путем завоевания наиболее сильным родом соседних родов и насильственным их переселением в свой город. Вот почему полис Афин состоял из десяти фил, а полис Рима из сорока городских и четырех сельских триб. Полисная организация того времени значительно отличалась от организации современных государств. В политическом отношении полис — это непосредственно осуществляемая власть. Все жители полиса, имевшие права гражданства, не только могли, но и были обязаны посещать народное собрание и голосованием решать государственные дела. В перерывах между заседаниями народного собрания (гелиэи) все политические дела решал совет пятисот (буле). Суд полиса осуществлялся регулярно сменяемыми рядовыми гражданами, назначаемыми филами. Институт адвокатов отсутствовал, и каждый эллин должен был уметь сам отстаивать свои интересы в суде. Как видим, в политику так или иначе были вовлечены буквально все граждане полиса. «Человек по природе своей есть существо политическое», — утверждал Аристотель1.
1Аристотель. Политика. Афинская политая. М. 1997. С. 37.
1.1. Формирование понятия и различных ипостасей политики 17
Итак, этимологически понятие «политика» (греч, politika) означает то, что относится к полису (polis), т. е. полисные, общественные, государственные дела, в отличие от дел семейных и дел частных лиц. При этом предполагалось решение этих дел сообща, через коллегиальные органы. Если кто-либо узурпировал себе право единолично распоряжаться делами полиса, его называли тираном (tiranos — слово не греческого корня; греки связывали его с тиренцами, догреческим народом, и означало оно «господин»)1. Определение «politicos» означало и гражданина полиса, и полисный строй и было, по современным понятиям, синонимом гражданской и политической культуры. Глагол «politeo» означал приобщение гражданина к общественным, государственным делам — то, что мы сегодня называем политической социализацией. Существительное politeia включало в себя как гражданские, так и политические права (они не были разделены, так как все греки-мужчины призывного возраста могли участвовать в управлении делами полиса), и вообще означало полисный общественный и государственный строй. В варварских странах (там, где, по представлениям эллинов, система образования и воспитания и уровень культуры Не позволяли всем участвовать в политике) устанавливался строй сатрапии, противопоставляемый эллинами политии.
Термин «политика» появился в средневековой Европе в 1256 г., когда Вильгельм Мербекский, переводя аристотелевскую «Политику» с греческого на латынь, перевел понятие «politike koinonia» (политическая общность) rак communication politica (политическое сообщество)2. С этого времени понятие «политика» прочно вошло во все европейские языки и распространилось по всему миру. С развитием государственных учреждений и усилением их влияния на все стороны жизни под политикой все более стали понимать разнообразные и многочисленные взаимоотношения государства и личности, верхов и низов властной пирамиды, осуществление власти вообще, дела государственного управления, отношения с другими государствами и т. д.
Платон называл политику царским искусством, а политиков — царственными мужами, обладающими разумом3. Он выделял три ипостаси политика. Политик-ткач обладает умением из представителей различных политических сил (смелых и мужественных, склонных к измене-
1 См.: Берве Гельмут. Тираны Греции. Ростов-на-Дону, 1997. С. 8.
2 См.: Жиро Т. Политология. Харьков, 2006. С. 29.
3Платон. Собр. соч. в 4-х т. Т. 4. С. 48.
18 Глава 1. Что такое политика
22 Глава 1. Что такое политика
♦ внутреннюю и внешнюю;
♦ светскую и религиозную;
♦ мирную и военную;
♦ элитарную и народную;
♦ политику личностей и политику масс.
Вообще в истории политической мысли можно выделить три основных периода, давших три разных подхода к трактовке политики:
♦ религиозно-мифологический, когда политика трактовалась как проявление воли богов через деятельность правителей и управляемых. Характерными для такой политики являются представления Гомера. В «Илиаде» и «Одиссее» все дела сначала решают олимпийские боги, а затем правители, герои и простые люди действуют в соответствии с этими решениями;
♦ философско-этический, когда под политикой понималась деятельность по реализации идеи общего блага и идеального государства. Деятельность законодателей по составлению конституций и исполнителей, управляющих государственными делами, на основе этих законов должна была соответствовать этой идее («правят законы, а не люди» — Платон);
♦ научно-рационалистический, когда началось выделение политической науки в самостоятельную отрасль знания. Большинство современных теоретиков считают началом этого этапа труды Макиавелли.