Теория политики: Учебное пособие

Автор: | Год издания: 2008 | Издатель: СПб: Питер | Количество страниц: 464

3.1. Основные теоретические подходы к определению природы и сущности власти

Первый шаг к анализу происхождения и сущности власти представлен натуралистической школой. В рамках натуралистического подхода власть описывается как «исключительно человеческий феномен», не существующий без своего носителя «естественного человека» — ив силу этого зависящий от его индивидуальных особенностей как природного существа. Исходя из этой теоретической предпосылки сущность власти обусловливается преимущественно особенностями человеческой природы, т. е. присущим человеку от природы, естественным стремлением к доминированию, превосходству и связанными с ними привилегиями. Впервые такой подход к изучению природных свойств власти был представлен в работах Н. Макиавелли, затем продолжен Т. Гоббсом, Ж.-Ж. Руссо и Дж. Локком.

Современные натуралистические интерпретации природы власти рассматривают потребность во власти и стремление к власти, а также связанную с этим жажду возвышения одних индивидуумов над другими и подчинения их как неотъемлемое свойство человеческой природы, присущее субъектам политико-властных отношений. И действительно, «человеческий мотив», свойства человеческого материала, индивидуальные наклонности субъектов власти всегда играли важную роль в политической истории, когда в соответствии или вопреки сложившимся правилам политической игры они вступали в борьбу за свои выгоды, привилегии и статусы.

Из вышесказанного можно сделать ряд выводов. Во-первых, власть понимается здесь как свойство человеческой природы: «сущность власти — в самих индивидах» (А. Берль). Причем специфические черты индивидуума как субъекта власти находят свое преломление в организации власти, которая функционально может проявлять себя и как

60 Глава 3. Теории власти

3.2. Коммуникативный подход в исследовании политической власти... 65

роды и сущности власти, основанные не на объективной логике самого политического процесса, а преимущественно на его субъективной составляющей. Поэтому основное внимание в них уделяется человеческому (личному) фактору политико-властной деятельности, свойствам и личным качествам субъектов власти.