Автор: Исаев Б.А. | Год издания: 2008 | Издатель: СПб: Питер | Количество страниц: 464
Политическая система представляет собой прежде всего комплекс политических институтов. Отсюда следует, что при изменении характера власти или отношения правительства к тому или иному институту меняется не система в целом, а режим, т. е. способ функционирования системы. По этой логике в современном мире, одной из характерных черт которого является переход от тоталитаризма к демократии, существует два основных типа политических систем: демократическая и тоталитарная. Основные типологические черты этих систем представлены в табл. 6.1.
Кроме этих, основных, типов политических систем, существуют и промежуточные, переходные типы. Схема тоталитарной политической системы представлена на рис. 6.4. Главную роль в этой системе играет правящая партия. В Конституции СССР 1977 г., например, было записано, что «КПСС является руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы».
Тоталитарная система есть организация, гомогенизирующая общество, приводящая все социальные группы к единому знаменателю, т. е. к почти полному равенству в доходах, в возможности получить образование, медицинскую помощь и социальные услуги. Выделяется лишь верхний слой служителей самой системы — номенклатура. Тоталитарная система есть организация мобилизующая, направляющая все общество по определенному пути в обстановке вражеского окружения, а то и войны и боевых действий с внутренним врагом. По концепции И. В. Сталина, правящая партия — это авангард рабочего класса. По аналогии с боевой, воюющей организацией партия, как считал Сталин, представляет собой командный
1 См.: Чарльз Ф. Эндрейн. Сравнительный анализ политических систем. М., 2000. С. 19-20.
122 Глава 6. Теория политической системы
6.1. Основные типологические черты демократической и тоталитарной политических систем
Элементы структуры | Демократическая политическая система | Тоталитарная политическая система |
Политические институты | • Власть конституционно разделена на законодательную, исполнительную и судебную • Суд независим и действует в рамках закона • Полиция и армия выполняют свои функции под контролем закона • Розыск, следствие, осуждение и содержание в исправительных учреждениях осуществляются раздельно • Создание политических партий осуществляется снизу по инициативе граждан. Принцип плюрализма позволяет создавать любые политические организации | • Интегральная, безраздельная, конституционно неограниченная власть партии, «вождя» или диктатора • Суд действует по принципу политической целесообразности • Полиция, армия и политическая охранка стоят над обществом и обеспечивают защиту политической системы • Розыск, следствие, суд и наказание политических противников системы осуществляет политическая полиция • Принцип единомыслия диктует создание партий по инициативе власти. Существуют только партии, поддерживающие тоталитарную систему. Оппозиционные партии запрещены |
Политические отношения и коммуникации | • Разделение власти и судебных функций, политический плюрализм определяют разнообразие и свободу политических отношений, конкурентную борьбу за власть в рамках закона • Развиты как вертикальные, так и горизонтальные политические коммуникации | • Единственная правящая партия, сросшаяся с государством, контролирует все политические отношения, предписывает образ действия всех общественных организаций, вплоть до конкретных выступлений на собраниях. Она же определяет социальную структуру общества, подгоняя ее под свои идеологические установки |
6.6. Типология политических систем 123
Политическое сознание и информация | • Плюрализм политической жизни и демократические свободы определяют многообразие политических идей, теорий и программ. Политическое сознание раскрепощено и разнообразно. Обеспечено право меньшинства на свое мнение • Свобода информации и независимость СМИ | • Единомыслие и преследование инакомыслящих. Правящая элита стремится создать одномерное политическое сознание, которое в результате расщепляется на официальное (строго следующее политической доктрине) и неофициальное • Действует политическая цензура, СМИ зависимы от власти |
Политические и правовые нормы | • Законодательно определены прерогативы каждой ветви власти • Соблюдаются права и свободы граждан • Большую роль играет общественное мнение и независимые средства массовой информации • Закон о выборах предоставляет право реального выбора кандидата и (или) программы | • Рамки деятельности власти не определены, а если формально определены, то не соблюдаются • Права и свободы не обеспечены судом • Единая идеология формирует единое мнение через государственные средства массовой информации • Избиратель не выбирает, а обязан демонстрировать «нерушимое единство» власти и народа |
124 Глава 6. Теория политической системы
состав или даже штаб и находит свою армию в лице рабочего класса. Правящая авангардная партия воздействует на массы через государственные и общественные организации тоталитарного типа, управляемые представителями правящей партии. Приводными ремнями, передающими от партии к массам идеологические установки, лозунги дня, разъясняющие программные положения и линию партии, по Сталину, выступают:
♦ профсоюзы;
♦ советы всех уровней (т. е. государственные органы);
♦ кооперативы, в первую очередь потребительские сельские кооперативы, сплачивающие деревенскую бедноту;
♦ союзы молодежи, т. е. комсомол;
♦ женские организации;
♦ система партийного образования и партийной учебы (политические школы, совпартшколы, коммунистические университеты);
♦ партийная и советская печать;
♦ советская армия, которая, по мысли Сталина, должна выполнять не столько функцию обороны от внешнего врага, сколько служить делу построения коммунизма в своей стране и победы коммунистической идеи во всемирном масштабе1.
Как видим, в тоталитарной системе партия уничтожает все другие партии, организации и даже религии как носительницы «неверной», «ненаучной» идеологии и устанавливает идеологическую гомогенность общества, т. е. единомыслие. Единственная правящая партия ни с кем не делится властью и не сменяется в результате выборов. В итоге, образуя правящий класс — номенклатуру, она срастается с государственными органами. В такой системе государственные структуры, советы всех уровней, армия, полиция, политическая полиция служат не государству, а партии (рис. 6.4).
Ядром и задающим генератором тоталитарной политической системы является единственная партия. Лидером общества становится не всенародно избранный и легитимный президент или премьер-министр, а кулуарно избранный и нелегитимный диктатор с фактически неограниченными полномочиями.
Все население, от детей до пенсионеров, «охвачено» официальными организациями, служащими сателлитами, приводными ремнями от партии к массам. Все политические идеи, программы генерирует
1 См.: О политической стратегии и тактике русских коммунистов // И. В. Сталин. Собр. соч. М., 1947. Т. 5. С. 200-205.
6.6. Типология политических систем 125
партия, которая и приводит в движение политическую систему, а через нее и все общество.
Система, вход, выход, обратная связь, политическая система, структура, функции, иерархия, системные свойства, окружающая среда, требования, поддержка, решения, социально-кибернетический, структурно-функциональный, информационно-коммуникативный, культурологический подходы; альтернативные подходы: неоинституциональный, полевой; демократический и тоталитарный типы политических систем.
1. Что такое система?
2. Назовите основные понятия системы.
3. Перечислите признаки системы.
4. На основании достижений каких наук и каких ученых Д. Истон построил свою концепцию политической системы?
5. В чем суть концепции Истона?
6. Нарисуйте схему и поясните, как функционирует политическая система по Истону.
7. Что нового привнес в теорию политических систем Г. Алмонд?
8. Нарисуйте схему политической системы по Алмонду.
9. Поясните значение каждой из функций политической системы Истона.
126 Глава 6. Теория политической системы
10. Почему она получила название структурно-функциональной?
11. Нарисуйте схему информационно-коммуникативной системы К. Дойча.
12. Поясните значение каждого элемента.
13. В чем суть культурологического подхода к анализу политических систем?
14. Поясните отличия альтернативных подходов (неоинституционального и полевого).
15. Дайте определение политической системе.
16. Каковы ее структурные элементы?
17. Каковы функции политической системы в обществе?
18. В чем отличия тоталитарной и демократической политических систем?
Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии//Полис. 1992. №4.
Алмонд Г., Пауэлл Дж., Стром К., Далтон Р. Системы: структура и функции // Сравнительная политология сегодня: мировой обзор: Учеб. пособие. М., 2002. С. 74-88.
Берталанфи Л. фон. Общая теория систем — обзор проблем и результатов // Системные исследования. Ежегодник. 1969. М., 1969.
Исаев Б. А. Политология. 5-е изд. СПб., 2005. С. 71-81.
Истон Д. Категории системного анализа политики // Политология. Хрестоматия / Сост. Б. А. Исаев, А. С. Тургаев, А. Е. Хренов. СПб., 2006.
Политология. Политическая теория, политические технологии: Учебник для вузов. М., 2001. Гл. 11.
Политология: Учебник / А. Ю. Мельвиль и др. М., 2004. Гл. 3.
Политология / Под ред. А. С. Тургаева, А. Е. Хренова. СПб., 2005. С. 121-133.
Пугачев В. П., Соловьев А. И. Введение в политологию. М., 2003. С. 171-174.
Соловьев А. И. Политология: политическая теория, политические технологии. М., 2001. С. 229-248.
Чилкот Р. X. Теории сравнительной политологии. В поисках парадигмы. М., 2001. Часть третья. Гл. 5.