Автор: Исаев Б.А. | Год издания: 2008 | Издатель: СПб: Питер | Количество страниц: 464
Современное видение процедурных основ демократии не может игнорировать технического развития современного общества. Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) предоставляют возможность перейти к современной модели демократии, в которой доступ к информации, возможность непосредственного участия в управлении государственными и негосударственными структурами откроется для всех граждан, причем без обращения к традиционным общенациональным СМИ. Такая модель получила название «электронной демократии», под которой понимается «основанный на применении сетевых компьютерных технологий механизм обеспечения политической коммуникации, способствующий реализации принципов народовластия и позволяющий привести политическое устройство в соответствие с реальными потребностями становящегося информационного общества»2.
ИКТ способны коренным образом изменить современную культуру, мораль, политику, трансформировать восприятие времени и пространства. Распространение и доступность ИКТ являются необходимым условием демократизации общества, развития гражданских инициатив, самоорганизации людей. Являясь важнейшим средством коммуникации, ИКТ используются для информирования граждан по широкому спектру вопросов, для обсуждения законопроектов и других правовых актов в процессе их подготовки и выработки политических решений. Коммуникация на основе Интернета вышла на новый уровень своего развития, и власти она необходима в первую очередь. Некоторые исследователи, например, Д. Н. Песков, предлагают рассматривать Интернет в качестве политического института как устойчивой среды взаимодействия субъектов политики3.
1 Политология: Учебник / А. Ю. Мельвиль и др. М., 2004. С. 221.
2 Грачев М. Н., Мадатов А. С. Демократия: методология исследования, анализ перспектив. М., 2004. С. 93.
3 Песков Д. Н. Интернет в российской политике: утопия и реальность// Полис. 2002. № 1. С. 31-32.
158 Глава 8. Современные теории демократии
В некоторых странах используются так называемые электронные урны, которые могут работать без подключения к энергосети и коммуникационной инфраструктуре, что особенно актуально для России и целого ряда других государств, где избирательные участки подчас расположены в малонаселенной местности или на территориях с ограниченным доступом к телефонным линиям и отсутствием оптоволоконного соединения с Интернетом. Эта система была использована в 2002 г. в Бразилии на первых в мире электронных общенациональных выборах главы государства.
Сторонники внедрения систем «электронного голосования» небезосновательно утверждают, что использование новейших технологий способствует повышению электоральной активности, вызывая дополнительный интерес избирателей. В то же время, по справедливому мнению критиков подобных проектов, существующие системы интернет-голосования весьма далеки от совершенства, слишком уязвимы с точки зрения потенциальных компьютерных сбоев и атак хакеров, а использование «электронных урн» отнюдь не исключает возможности разного рода подтасовок и искажений результатов голосования вследствие вмешательства «заинтересованных лиц» в процесс разработки как самого оборудования, так и его программного обеспечения.
Интернет-технологии, обеспечивающие информационное взаимодействие органов власти с населением и институтами гражданского общества, получили в современной литературе устойчивое наименование «электронного правительства». Отечественные исследователи считают, что правильным было бы говорить об электронной инфраструктуре государственного и муниципального управления, которая бы объединяла в себе технологии информационного взаимодействия органов власти и граждан, органов власти и институтов гражданского общества, включая бизнес-структуры и общественные объединения, а также разных государственных и муниципальных учреждений.
Развитие электронной инфраструктуры государственного и муниципального управления предполагает не только создание системы сайтов органов власти и иных учреждений. С точки зрения политической теории речь должна идти о серьезной трансформации самих принципов взаимодействия власти и гражданского общества, когда гражданин из объекта властно-управленческого воздействия превращается в компетентного потребителя услуг, предоставляемых корпусом государственных и муниципальных служащих, и одновременно становится полнонравным участником процесса принятия политических решений как на местном, региональном, так и на общенациональном уровне.
8.10. Делегативная демократия 159