Теория политики: Учебное пособие

Автор: | Год издания: 2008 | Издатель: СПб: Питер | Количество страниц: 464

9.1. Представления о политическом режиме в Древнем мире

Античные философы не использовали понятий «политическая система» и «политический режим», тем не менее представления об этих реальных политических феноменах, описанных только в XX в., у них, несомненно, имелись. Действительно, все научные споры о формах правления (правит один, несколько или все) не отменяли приверженности ученых и всех граждан конституционному устройству, основному закону полиса, данному отцом-основателем (Афинам — Солоном, Спарте — Ликургом, Коринфу — Фидоном, Фивам — Филолаем и т. д.). Таким образом, основа общественно-политического устройства всех городов-государств Эллады, да и всего Античного мира, была вполне демократической: везде регулярно функционировали народные собрания, Советы и суды. На этой демократической основе (политической системе) и возникали различные формы правления или политические режимы: монархия, тирания, аристократия, олигархия, демократия, полития, тимократия, охлократия и др., которые так или иначе трактовали основной закон, функции политических институтов, права граждан и их участие в политической жизни. Лишь во время правления тиранов, которые, узурпируя власть, изменяли режим правления, сокращая возможности политических институтов До минимума, политическая система полиса утрачивала свою демократическую сущность.

В республиканском Риме наряду с демократической политической системой (власть консулов, сената и народных собраний) в случаях прямой и непосредственной угрозы государству был предусмотрен Режим диктатуры, когда избирался только один консул с неограниченными полномочиями (диктатор), а власть сената и комиций ограничивалась. Но в конституции было строго оговорено время существования такого режима — не более шести месяцев.

164 Глава 9, Политические режимы

Политическая система императорского Рима прошла ряд трансформаций, прежде чем власть императора стала единоличной и неограниченной. Юлий Цезарь установил (45 г. до н. э. после победы над Помпеем), а Октавиан Август (31 г. до п. э. после победы над Антонием в битве при Акции) закрепил режим принципата, когда на основе демократической политической системы с сохранением всех республиканских институтов (консулата, сената, комиций, магистратов) было определено, что право определять повестку дня всех заседаний сената и право неограниченного числа выступлений имеет так называемый первый сенатор — принцепс. Особенно важным было первое, дающее направление всей дискуссии, и последнее выступление, завершающее обсуждение перед голосованием.

Диоклетиан (годы правления 285-313 н. э.) на основе римской императорской политической системы, которая отличала Рим от империй Востока тем, что хотя и номинально, но сохраняла республиканские политические институты, установил режим домината. Этот режим предусматривал окончательное лишение сената его прерогатив (что одновременно окончательно прерывало и республиканскую традицию выборности власти и коллегиальности решений), перемещение центра принятия важнейший решений в императорскую резиденцию. Диоклетиан перенес столицу в Никомедию, где сильно было влияние восточных традиций поклонения и почитания правителя. Принцепса стали именовать «доминус», что означало «господин».

Во время империи важную роль в политике стала играть личная охрана императора — преторианская гвардия. Начальники преторианцев не только участвовали в выборе императора, но и нередко с помощью оружия добивались власти своего ставленника. Такой порядок правления, установившийся на базе императорской политической системы, когда император избирался ограниченным кругом наиболее влиятельных приближенных, а люди, ответственные за сохранение политической системы, получали большое влияние в государственных делах, в дальнейшем получил название преторианский режим.

В древних государствах Востока изначально отсутствовала политическая система демократии. Здесь также не существовало понятия «политический режим», но представление о форме правления было совершенно иным, чем в античных полисах. Традиционной и неизменной формой правления было политическое устройство сатрапии (так называли этот режим эллины): строго централизованного, иерархизированного государства. Возглавлялась сатрапия обожествленным правителем, власть передавалась по наследству или завоевывалась в ре-

9.2. Определение политического режима 165

зультате переворота или интриг (но никак не путем всенародных выборов). Сатрап осуществлял контроль сверху донизу и никак не отчитывался за любые свои действия (сбор налогов, объявление войны, другие важные решения, назначение на государственные должности и т. д.) перед народом.