Теория политики: Учебное пособие

Автор: | Год издания: 2008 | Издатель: СПб: Питер | Количество страниц: 464

10.1. Определение гражданского общества

Важнейшим фактором формирования демократической политической системы является наличие гражданского общества, которое характеризует всю совокупность разнообразных форм социальной активности населения, не обусловленную деятельностью государственных органов и представляющую собой определенный уровень самоорганизации социума. Этот уровень обусловлен реальной свободой личности, которая становится возможной в обществе подлинной демократии, где не государство господствует над обществом и его гражданами, а общество имеет приоритет по отношению к государству. Переход к такому обществу — исторически длительный процесс, связанный с формированием гражданского общества.

Общество как совокупность отношений между людьми становится гражданским лишь на определенной стадии своего развития и при определенных условиях. Категория гражданского общества отражает новое качественное состояние общества, основанное на развитых формах его самоорганизации и саморегуляции, на оптимальном сочетании публичных (государственно-общественных) и частных (индивидуально-личностных) интересов при определяющем значении последних и при безусловном признании в качестве высшей ценности такого общества человека, его прав и свобод.

Российский политолог А. Ю. Сунгуров предлагает под гражданским обществом понимать совокупность самоуправляющихся людей и их объединений (и многообразных связей между ними), действующих независимо от властных структур и уважающих действующие законы (при уважении законами и властями прав человека). Гражданскому обществу, по его мнению, противостоит негражданское общество, являющееся совокупностью самоуправляющихся людей и их объединений (и многообразных связей между ними), действующих независимо

10.1. Определение гражданского общества 189

от властных структур и не уважающих действующие законы (при уважении законами и властями прав человека) (табл. 10.1).

Можно констатировать, что гражданскому обществу противостоит не просто «негражданское» общество, а общество насилия, подавления личности, государственного тотального контроля за общественной и личной жизнью его членов.

Исследователи рассматривают гражданское общество как в широком, так и в узком понимании. В широком смысле гражданское общество включает всю непосредственно не охватываемую государством, его структурами часть общества. Оно возникает и изменяется в ходе естественно-исторического развития как автономная, непосредственно не зависимая от государства сфера. Гражданское общество в широком понимании совместимо не только с демократией, но и с авторитаризмом, и лишь тоталитаризм означает его полное или частичное поглощение политической властью.

Гражданское общество в узком смысле неразрывно связано с правовым государством, без которого оно существовать не может. Оно представляет собой многообразие не опосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократической правовой государственности. Это сфера распространения частных интересов и индивидуализма. Гражданское общество формируется преимущественно снизу, спонтанно, как результат раскрепощения индивидов, их превращения из подданных государства в свободных граждан-собственников, обладающих чувством личного достоинства и готовых взять на себя хозяйственную и политическую ответственность.

Гражданское общество имеет сложную структуру и включает в себя хозяйственные, экономические, семейно-родственные, этнические, рели-

Таблица 10.1. Структура гражданского и негражданского общества

Сектор

I

II

III

Сфера деятельности

Государство

Рынок

Сектор III

Гражданское общество

Партии

Профсоюзы,

ассоциации

бизнеса

НКО

Негражданское общество

Подпольные группы

Оргпреступность

Агрессивные секты

190 Глава 10. Гражданское общество

гиозные и правовые отношения, мораль, а также не опосредованные государством политические отношения между индивидами как первичными субъектами власти, партиями, группами интересов и т. д. В гражданском обществе в отличие от государственных структур преобладают не вертикальные, а горизонтальные связи между свободными и равноправными партнерами.

Для современного понимания гражданского общества недостаточно представления о нем лишь с позиции его противопоставления государственной власти и соответственно сфере реализации публичных интересов. Главным в современной, общедемократической концепции гражданского общества является определение собственных качественных характеристик тех реальных общественных отношений, которые в системном единстве могут быть определены как современное гражданское общество.

Гражданское общество — это не просто сфера действия частных интересов и не государственно-правовое понятие: государство не в состоянии учредить гражданское общество своими законами. Гражданское общество — это закономерный этап, высшая форма самореализации индивидов.

Оно появляется в период ломки жестких рамок сословно-феодального строя, с началом формирования правового государства и вызревает по мере экономического, политического развития страны, роста благосостояния, культуры и самосознания народа. Обязательным условием возникновения гражданского общества является появление у всех граждан возможности экономической самостоятельности на базе частной собственности. Важнейшей предпосылкой формирования гражданского общества являются ликвидация сословных привилегий и возрастание значения человеческой личности, человека, который превращается из подданного в гражданина с равными юридическими правами со всеми другими гражданами. Политическим фундаментом гражданского общества служит правовое государство, которое обеспечивает права и свободы личности. В этих условиях поведение человека определяется его собственными интересами и на него ложится ответственность за все действия. Такая личность превыше всего ставит собственную свободу, уважая, вместе с тем, и законные интересы других людей.

Гражданское общество есть объективно сложившийся порядок реальных общественных отношений, который основан на признанных самим обществом требованиях справедливости и меры достигнутой свободы, недопустимости произвола и насилия. Данный порядок складывается

10.1. Определение гражданского общества 191

на основе внутреннего содержания этих отношений, которые подразумевают определенные требования, нормативные модели поведения граждан, должностных лиц, государственных органов и государства в целом в соответствии с идеалами справедливости и свободы.

Это означает, что в отношениях, составляющих гражданское общество, воплощаются идеи права как высшей справедливости, основанной на недопустимости произвола и гарантировании равной для всех членов гражданского общества меры свободы. Это те нормативные, общеобязательные требования, которые складываются и существуют в гражданском обществе независимо от их государственного признания и закрепления в законах. Но следование им со стороны государства является залогом того, что закон в таком обществе и государстве приобретает правовой характер.

Основами гражданского общества в экономической сфере являются многоукладная экономика, разнообразные формы собственности, регулируемые рыночные отношения; в политической сфере — децентрализация властных полномочий, разделение властей, политический плюрализм, доступ граждан к участию в государственных и общественных делах, верховенство закона и равенство всех перед ним; в духовной сфере — отсутствие монополии одной идеологии и мировоззрения, свобода совести, цивилизованность, высокая духовность и нравственность.

Гражданское общество невозможно без свободы личности. Поскольку свобода обладает нормативностью, то из этого следует, с одной стороны, что человек обретает свободу в результате своей способности подчиняться ее нормативным требованиям, с другой стороны, это означает, что внешней формой бытия свободы личности являются социальные нормы, определяющие меру, допустимые границы свободы. И только в наиболее важных, имеющих повышенную значимость для общества или для самого человека областях меру свободы определяет, нормирует само государство. Это делается при помощи правовых норм, законов, конституции.

При этом сами права и свободы, в том числе конституционные, с одной стороны, определяются уровнем развития гражданского общества, зрелостью его экономической, социальной, общественно-политической организации. С другой стороны, от полноты прав и свобод человека и гражданина, степени их гарантированноcти, последовательности реализации во многом зависит развитие, углубление важнейших характеристик гражданского общества как правового, демократического общества, как общества подлинной свободы и социальной справедливости. Права человека и гражданина являются в этом плане ин-

192 Глава 10. Гражданское общество

струментом саморазвития гражданского общества, его самоорганизации. Эта двуединая взаимосвязь закрепляется и на государственно-правовом, юридическом уровне, когда конституция и другие законы устанавливают ответственность не только гражданина перед государством, но и государства перед личностью.

Главная цель функционирования современного гражданского общества заключается в удовлетворении материальных и духовных потребностей человека, в создании условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. А государство в этом случае неизбежно приобретает характер социального государства, что свидетельствует об обогащении природы государства социальными началами, которые в значительной мере трансформируют его властные функции. Утверждая себя в качестве социального, государство отказывается от роли «ночного сторожа» и берет на себя ответственность за социокультурное и духовное развитие общества.

В рамках выполнения этой основной функции гражданское общество выполняет ряд важных социальных функций:

1. На основе законности оно обеспечивает защиту частных сфер жизни человека и гражданина от необоснованной жесткой регламентации государства и других политических структур.

2. На базе ассоциаций гражданского общества создаются и развиваются механизмы общественного самоуправления.

3. Гражданское общество способствует формированию и упрочению демократических органов государства, всей его политической системы, для чего используются различные средства: активное участие в избирательных кампаниях и референдумах, акциях протестов или поддержки тех или иных требований, в формировании общественного мнения по тем или иным вопросам и т. д.

4. Институты и организации гражданского общества призваны обеспечивать реальные гарантии прав и свобод человека, равный доступ к участию в государственных и общественных делах.

5. Гражданское общество выполняет функцию социального контроля по отношению к своим членам: независимо от государства оно располагает средствами и санкциями, с помощью которых может заставить индивидов соблюдать общественные нормы, обеспечить социализацию и воспитание граждан.

6. Гражданское общество выполняет также коммуникационную функцию, информируя государство о конкретных интересах граждан, удовлетворение которых возможно лишь силами государства.

10.2. Современные концепции гражданского общества 193

7. Гражданское общество выполняет стабилизирующую функцию своими институтами и организациями, создавая прочные структуры, на которых держится вся общественная жизнь, и помогая государству в трудные периоды.