Автор: Исаев Б.А. | Год издания: 2008 | Издатель: СПб: Питер | Количество страниц: 464
Зарождение современного гражданского общества неотделимо от демократизации, так как оба процесса, основанные на ограничении всевластия государства, взаимосвязаны. Г. Гроций и Т. Гоббс придавали большое значение договоренности между частными лицами — членами общества, однако приоритет они признавали за государством, способным обеспечить порядок и согласование множества интересов. Гражданское общество рассматривалось как этан перехода человека от природного к цивилизованному существованию и признавалось в качестве условия удовлетворения базовых человеческих потребностей в пище, одежде, жилье. В качестве самостоятельной политической категории гражданское общество рассматривается Дж. Локком, по существу, признающим за государством только тот объем полномочий, который санкционирован общественным договором между гражданами, отношения между которыми регулируются законом. Государство при этом охраняет неотчуждаемые права граждан и с помощью власти ограничивает природную вражду, снимает страх и тревогу за родных и близких, за свое богатство, а гражданское общество сдерживает стремление власти к господству. Аналогичные воззрения были типичны для мыслителей эпохи Просвещения — Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, А. Фергюсона и др. Они считали гражданское общество источником легитимности государства и признавали его верховенство над государством. «...Великой целью гражданского общества является счастье индивидов: ибо как может благоденствовать общество, если каждый из составляющих его членов является несчастным?»1 — вопрошал шотландский мыслитель А. Фергюсон.
Другую трактовку гражданского общества предлагал Г. В. Гегель, который рассматривал гражданское общество как совокупность индивидов, удовлетворяющих с помощью труда свои повседневные потребнос-
1Фергюсон А. Опыт истории гражданского общества / Пер. с англ. под ред. М. А. Абрамова. М., 2000. С. 107.
194 Глава 10. Гражданское общество
10.3. Демократия и гражданское общество 199
государственной власти и не капиталистическими корпорациями и профсоюзами, а сетью самоуправлямых небольших институтов (таких как непатриархальные семьи, различные ассоциации, кооперативы, мастерские, магазины и т. д.), все члены которых считают друг друга равноправными и в свободное время реализуют свои индивидуальные творческие способности1.