Автор: Исаев Б.А. | Год издания: 2008 | Издатель: СПб: Питер | Количество страниц: 464
Термин «лоббизм» происходит от английского слова «лобби», одно из значений которого в английском языке — кулуары, где депутаты могут общаться с другими людьми.
Политический оттенок лоббизм приобрел в 1864 г. в США, когда им начали обозначать привлечение голосов конгрессменов в обмен на денежное вознаграждение или эквивалентные услуги. Постепенно лоббизм превратился в важный элемент политического и государственного управления в качестве механизма воздействия на процесс принятия политических и административных решений, процессы законотворчества на различных уровнях.
Впервые в политологии проблему лоббизма рассмотрел американский Политолог А. Бентли, который справедливо считал, что общественное согласие в государственном управлении достигается с помощью посредничества групп и групповых представителей, выделяемых конкурирующими элитами. Французский социолог Р.-Ж. Шварценберг определил лоббизм как организацию, созданную для защиты интересов и оказания давления на общественные власти с целью добиться от них принятия таких решений, которые соответствуют их интересам. Другой французский ученый Ф. Фарнел рассматривал лоббизм как продуктивное вмешательство в хозяйственные и социальные процессы с использованием политических методов и средств.
Лоббизм как полноценный институт появляется при достижении многообразия интересов в обществе, возникающем вследствие его социальной дифференциации, а также при расширении доступа к власти на основе политического плюрализма. В связи с тем что власть объективно не в состоянии удовлетворить одновременно все интересы сразу, возникает проблема очередности, приоритета осуществления тех или иных интересов. Отсюда закономерно стремление различных групп и слоев общества воздействовать на поведение государства с целью переориентации политики в свою пользу, стимулировать его, принимать выгодные для себя управленческие решения.
Лоббированием называются попытки воздействовать на формирование либо осуществление государственной политики. Субъекты лоббирования могут быть самые разнообразные: от групп интересов, отделов по взаимодействию с правительством в крупных компаниях до иностранных посольств.
Лоббист — это человек, профессиональными услугами которого пользуются для воздействия на членов законодательного или другого
250 Глава 12, Политические сообщества
252 Глава 1 2. Политические сообщества