Автор: Исаев Б.А. | Год издания: 2008 | Издатель: СПб: Питер | Количество страниц: 464
В настоящее время преобладают две основные теоретические трактовки нации — конструктивистская и примордиалистская.
Представители конструктивистской трактовки рассматривают нацию как результат деятельности социальных акторов. Это определяемая, обнаруживаемая субъектом принадлежность к культурной группе (идентичность). Если это солидарность, то она воссоздается, если социокультурная граница, то прочерчивается, и т. д. Конструктивизм стремится описать этничность как осуществляемый процесс деятельности, состоящий в интерпретации (различий), формировании (границ), изобретении (традиций), воображении (сообщностей), конструировании (интересов) и т. д. Варианты конструктивизма сильно различаются в зависимости от того, кто и как осуществляет процесс конструирования в его различных вариантах (государство, иная власть (например, протестное движение), политические элиты, интеллектуалы-идеологи, институции, «человек с улицы») и каков контекст этого конструирования.
В работе «Воображаемые сообщества: размышления о природе и распространении национализма» американский ученый Бенедикт Андерсон 1 называет нацию, так же как и национализм, культурным артефактом особенного рода.
К. Касьянова рассматривает нацию как итог деятельности интеллектуальной элиты, создающей образы национальной солидарности, а В. Розенбаум — как следствие культивируемой властями общегосударственной солидарности. Э. Геллнер полагает, что в качестве основного продуцирующего нацию субъекта выступает государство. Именно сознательные действия госструктур по формированию национальных движений и рождают нации.
Следовательно, политическая деятельность, направленная на защиту воображаемой нации, признается главным фактором, созидающим нацию как определенную общность. В то же время утверждается, что такая конструирующая деятельность государства должна сочетаться с наличием доброй воли граждан, а также с существованием необходимых предпосылок, в частности, определенного уровня культурной гомогенности и образованности общества.
Примордиалистские трактовки нации исходили из ее признания в качестве органической общности, спаянной общей для людей культурой.
1Андерсон Б. Воображаемые сообщества: размышления о природе и распространении национализма. Киев, 2001.
13.2. Теоретические трактовки нации 259
13.3. Содержание и сущность национализма 261
конструктивистов к массовому сознанию, обывателю, повседневным интерпретативным стратегиям людей, которые вовсе не являются пассивными марионетками в политической игре элит или более «профессиональных» социальных конструкторов.
Наиболее полно политическое значение разного рода теоретических и идеологических подходов выражается в тех или иных формах и типах национализма.