Автор: Исаев Б.А. | Год издания: 2008 | Издатель: СПб: Питер | Количество страниц: 464
Еще Великой французской революцией был выдвинут принцип, в соответствии с которым каждый народ имеет право избирать своих правителей и способ, которым осуществляется управление. Этот принцип был подтвержден и Организацией Объединенных Наций. В статье 21 Всеобщей декларации прав человека говорится: «Воля народа должна быть основой власти правительства...»1 Следствием такого принципа стало положение, что ни одной нации, признанной таковой, не может быть отказано в праве решать, входить или не входить в какое-то государство и какую форму управления иметь. Поэтому итальянский политолог, автор книги «Государство, нации, народы» Д. Петросино считает, что причина национализма лежит в несовпадении государства и нации2.
Э. Хобсбаум считает, что «имело место принципиальное различие между движением, стремящимся основать нации-государства, и "национализмом". Первое являлось программой создания политического экспоната, требующего быть основанным на другом»3.
Национальное самоопределение — это реализация этносом природного инстинкта к приобретению максимально благоприятного положения по отношению к окружающей среде, главным образом к другим
1 Всеобщая декларация прав человека // Диалог. 1990. № 18.
2 Петросино Д. Национализмы и неонационализмы в Европе // Национализм: (Взгляд из-за рубежа). М., 1995. С. 41.
3 Хобсбаум Э. Век капитала. Ростов-на-Дону, 1999. С. 125.
13.5. Принцип национального самоопределения 269
270 Глава 13. Национальный фактор политики
♦ создание наднациональных и международных органов, отвечающих за сохранение мира (Лига Наций, Организация Объединенных Наций);
♦ глобализация экономики в связи с формированием общемирового рынка, в котором экономическая деятельность осуществляется через огромные транснациональные корпорации, зачастую игнорирующие интересы нации-государства;
♦ экологические последствия безудержной экономической деятельности.
Существует также угроза размывания национальной культуры в связи с возникновением транснациональной и даже глобальной культуры. Этому также способствуют международный туризм и быстрое развитие техники связи.
Тем не менее и в настоящее время главной формой политической организации общества во всем мире остается нация-государство: многие усматривают в ней вообще единственно возможную «ячейку» политики. Оно объединяет общество как культурно, так и политически, тем самым давая сообществу, объединенному общим прошлым и этнической идентичностью, право на независимость и политическое самоопределение. Как отмечает Б. Андерсон, «национальный статус является общепризнанной стоимостью политической жизни нашего времени».