Теория политики: Учебное пособие

Автор: | Год издания: 2008 | Издатель: СПб: Питер | Количество страниц: 464

16.1. Концепция политической культуры Г. Алмонда и С. Вербы

Честь создания теоретически обоснованной и завершенной концепции политической культуры принадлежит Габриэлю Алмонду и Сиднею Вербе. Сама идея такой концепции родилась у Алмонда в связи с разработкой теории политической системы, особенно при попытках сравнивать политические системы различных стран (статья «Сравнительные политические системы», 1956). К разработке этой концепции, которая давно превратилась не только в современную политическую теорию, но и метод политологии, Алмонд приступил в 1956 г. В совместной работе с Вербой «Гражданская культура. Политические установки и демократии пяти наций» (1963) они отмечали, что вводят термин «политическая культура» прежде всего для разделения политических и неполитических позиций и моделей поведения, но в то же время и для расширения возможностей использования в политологии концептуальных схем и подходов антропологии, социологии и психологии.

В содержательном смысле политическая культура означает прежде всего «психологические ориентации относительно социальных объектов». С точки зрения сравнительного анализа политических систем политическая культура — это «политическая система, усвоенная в со-

310 Глава 16. Политическая культура

16.1. Концепция политической культуры Г. Алмонда и С. Вербы 311

Таблица 16.1. Операционные определения политических ориентаций

Ориентация

Операционные определения

Политическая идентификация

Нация граждан: политические образования и группы, относительно которых индивид настроен позитивно или негативно; политические образования или группы, в которые индивид вовлечен глубже всего

Политическая вера

Готовность сотрудничать с различными группами в акциях; членство в группах; оценка деятельности группы с точки зрения того, заслуживает ли она доверия, каковы ее мотивы и т. д.

Ориентации относительно режима

Вера в легитимность режима; чувства по поводу основных политических учреждений и символов режима; включенность в политическую деятельность по поддержке или противостоянию режиму

Правила игры

Как индивид относится к высказываемым политическим мнениям, концепции политических обязательств для самого себя и для других; концепции принятия политических решений властями; отношение к политическим девиантам и диссидентам

Политическая действенность

Вера в то, что власть ответственна за свои действия; вера в важность гражданской активности и участия в политической жизни; вера в возможность политических изменений

Политическая компетентность

Частота голосований и других типов политической активности; знания о политических событиях и их влиянии на человека; интерес к политике

lnput-Output-ориентации

Удовлетворенность политикой власти; знание о том, как политические требования достигают центров принятия решений; вера в эффективность «входов» и «выходов» политической системы

Источник: Политология /А. Ю. Мельвиль и др. М., 2004. С. 434-435.

щихся, когнитивных, аффективных и оценочных ориентаций относительно политической системы вообще, ее аспектов "на входе" и на "выходе" и себя как политического актора»1. Исходя из этого же они выделили три типа политической культуры.

Патриархальная или приходская (или парокиальная, от англ. parochial, от греч. para — около, oikos — место, хозяйство) политическая культура, т. е. политическая культура местных общин. Такая культура имеет место в обществах, где нет специализированных политических ролей, т. е. там, где либо еще не выделились институты политической системы и

1 См. Политология: Хрестоматия / Сост. М. А. Василик, М. С. Вершинин. М., 2000. С. 563.

312 Глава 16. Политическая культура

16.1. Концепция политической культуры Г. Алмонда и С. Вербы 313

Таблица 16.2. Сравнительные характеристики политических культур

Политические культуры

Система

вообще

как объект

Объекты

«на входе»

системы

Объекты

«на выходе»

системы

Отношение к себе как к объекту

Патриархальная

0

0

0

0

Подданническая

1

0

1

0

Участия

1

1

1

1

Источник: Политология: Хрестоматия / Под ред. М. В. Василика. М., 2000. С. 563.

ную роль в политическом поведении индивида. Например, более традиционные ориентации ограничивают обязательства индивида по отношению к политике и делают эти обязательства более легитимными; подданнические ориентации «смягчают» и делают более лояльными и терпимыми крайности политической культуры участия. Гражданская культура означает прежде всего лояльное отношение к политической системе и активное участие в политике. Граждане такой культуры позитивно ориентированы как на всю систему в целом и свое участие в ней, так и на «промежуточные» политические институты, т. е. структуры «входа» и «выхода». Гражданская политическая культура — это смешанная культура, сочетающая в себе наиболее функциональные черты патриархальной, подданнической культур и культуры участия.

В более поздних работах Алмонд и Верба решали проблему соответствия гражданской политической культуры и демократии. Говоря другими словами, они поставили вопрос: «есть ли тип политической культуры, благоприятствующий стабильности и развитию демократической политической системы?»1 Согласно нормам демократической идеологии, такой политической системе должен соответствовать рационально-активистский тип культуры. Однако исследования, проводившиеся в Великобритании и США — странах со стабильной и преуспевающей демократией, — продемонстрировали, что далеко не все граждане этих стран ориентируются на рациональную и активистскую культуру. Более того, большая их часть плохо информирована, слабо включена в политику, а при принятии электоральных решений далеко не всегда исходит из теории рационального выбора. Каковы причины несоответствия между рационально-активистским, идеальным типом политической культуры и реальной политической культурой развитых демократий?

1 См.: Алмонд Г., Верба С. Гразанская культура и стабильность демократии // Полис. 1992. №4. С. 122.

314 Глава 16, Политическая культура

16.2. Развитие теории политической культуры в 1980-1990 гг. 315

вторых, не все были согласны с утверждением Алмонда и Вербы, что политическая пассивность и подчинение власти есть явление функциональное, ведь самой сущностью политического управления является как раз политическая активность граждан. В-третьих, теория политической культуры Алмонда и Вербы основывается на гипотезе, что политическое поведение граждан формируется доминирующими в обществе ценностями, а не наоборот. Может ли демократическая культура поддержать общество в его демократическом развитии?1 Этот вопрос встал особенно остро в конце 1980- 1990-х гг., когда начались структурные изменения во многих обществах Восточной Европы и СНГ.