Автор: Исаев Б.А. | Год издания: 2008 | Издатель: СПб: Питер | Количество страниц: 464
В развитии теории политической культуры было два наиболее плодотворных периода. Первый, продолжавшийся в 1950-1960-е гг., был вызван к жизни необходимостью в развитии теории политических систем и переходом от устаревшего институционального подхода к бихевиорализму. Кроме того, в то время многие бывшие колонии, получившие независимость, сталкивались с необходимостью изучения своих культурных особенностей, прежде чем применять на практике ту или иную теорию модернизации. В этот первый период развитие теории политической культуры было связано в первую очередь с именами американских теоретиков Алмонда, Вербы, Розенбаума, Файнера. Теория была принята мировым политологическим сообществом, хотя отдельные ее положения вызвали критические замечания. Затем в этом направлении политологических исследований наблюдался некоторый
спад.
Новый подъем, или второй этап в развитии теории политической культуры, начался, как мы отмечали в конце 1980-1990-е гг., в связи с образованием ряда новых независимых государств в Европе и других частях света, их модернизацией и демократическим транзитом. На этом этапе свой вклад в развитие теории политической культуры внесли американцы Люсьен Пай, Джордж Пауэлл, Каэр Стром, Рональд Инглхарт, англичане Ричард Роуз, Денис Каванах, французы Морис Дюверже, Роже-Жерар Шварценберг, немецкий теоретик Клаус фон Бойме.
1 См.: Хейвуд Э. Политология: Учебник для студентов вузов. М., 2005. С. 253.
316 Глава 16. Политическая культура
16.2. Развитие теории политической культуры в 1980-1990 гг. 317
Таблица 16.3. Три ракурса политической культуры
Ракурсы политической культуры | Примеры |
Система | Национальная гордость Национальная идентичность Легитимность правительства |
Процесс | Принципы построения правительства Роль граждан Понимание политических прав |
Политический курс | Роль правительства Приоритеты политического курса правительства Уровень политической системы |
Источник: Сравнительная политология сегодня: мировой обзор / Алмонд и др. М., 2002. С. 94.
Ориентации уровня политического процесса адекватно описываются такими ценностями, как принципы построения правительства (или форма правления), роль граждан в этом процессе и понимание ими своих политических прав. Если совместить две последние ценностные ориентации — ориентации на включенность в политический процесс и классификацию политических культур Алмонда и Вербы (приходская, подданническая, культура участия), выполненные по этому же признаку, — то можно наглядно выделить политические культуры, соответствующие не только современной демократической индустриальной политической системе (эта задача была решена Алмондом и Вербой, см. выше), но и политические культуры, соответствующие доиндустриальной и переходным к демократии политическим системам (рис. 16.1).
Вернемся к рис. 16.1. Ориентации уровня политического курса адекватно описываются такими ценностями, как роль правительства, приоритеты его политического курса и уровень политической системы. Здесь важными показателями выступают: роль государства в обеспечении определенного уровня благосостояния и безопасности граждан, степень вмешательства правительства в экономику и общественную жизнь, установление власти законов и процессуальной справедливости.
Развивая тезис Алмонда и Вербы о балансе согласия и несогласия в обществе, подразделяют политические культуры на консенсусные и конфликтные.
318 Глава 16. Политическая культура
Рис. 16.1. Модели политической культуры: ориентация на включенность в политический процесс
Источник: Сравнительная политология сегодня / Алмонд и др. М , 2002. С. 98.
В консенсусных политических культурах имеет место согласие граждан но поводу важнейших проблем, стоящих перед обществом, путей их решения и механизмов принятия этих решений.
В конфликтных политических культурах консенсус отсутствует и представления граждан полярно расходятся. При этом расхождения касаются не только указанных выше пунктов, но и легитимности самой политической системы. Если конфликтная политическая культура существует в стране достаточно длительный срок, в ней могут образоваться особые субкультуры, объединяющие граждан, придерживающихся резко отличающихся друг от друга точек зрения. Представители разных субкультур входят в разные политические партии, читают разные газеты, посещают разные дискуссионные клубы, состоят в разных общественных и даже спортивных объединениях. Если конфликтные политические субкультуры накладываются на этнические и религиозные разногласия, социально-политический конфликт может принять угрожающий единству общества характер.
16.3. Формирование политической культуры в процессе... 319