Теория политики: Учебное пособие

Автор: | Год издания: 2008 | Издатель: СПб: Питер | Количество страниц: 464

16.3. Формирование политической культуры в процессе политической социализации

Мы уже отмечали одну из характерных черт теории политической культуры — терминологическое и теоретическое заимствование у социологии и психологии. Для обозначения механизмов и путей формирования политических культур и субкультур теоретики политики прибегают к социологической и социально-психологической теории социализации. Они разделяют психологическую структуру личности на подструктуры (например, по сферам социальной деятельности), выделяя в ней политическое «Я», представляющее собой трехуровневую структуру, в которой:

♦ на поверхностном уровне находятся комбинации мнений и установок по текущей политике;

♦ на промежуточном уровне существуют менее эмоционально насыщенные установки, проявляющиеся в отношении индивидов к политическому процессу и структурам власти;

♦ на глубинном уровне расположены общие идентификации и убеждения, такие как национальное самосознание, этническая и классовая идентификация, религиозная и идеологическая принадлежность, понимание своих прав и обязанностей в обществе.

Чем глубже уровень политического «Я», тем менее подвижны и изменчивы его установки. В то же время соотношение между уровнями и установками внутри уровней может меняться.

Формирование этого политического «Я» происходит в процессе политической социализации, которая является важной составляющей политической культуры личности и продолжается на протяжении всей жизни индивида. Политическая социализация может быть прямой или косвенной.

Прямая социализация означает непосредственную передачу информации, содержащую политические ценности и мнения о политике.

Косвенная социализация происходит, когда формирование политических убеждений идет не преднамеренно, а под влиянием собственного опыта или высказываний окружающих, не несущих непосредственных политических оценок.

Ресоциализация имеет место при пересмотре индивидом своей системы ценностей и отношения к политической системе, изменении в связи с этим своего политического поведения.

320 Глава 16. Политическая культура

16.4. Теория постматериалистической политической культуры Инглхарта 323

♦ политические конфликты имеют все менее классовый характер и фокусируются вокруг проблем культуры и качества жизни.

Эти тенденции способствуют:

♦ в обществах с авторитарной политической культурой — демократизации, но в обстановке слишком быстрых перемен и неуверенности в завтрашнем дне возможны вспышки ксенофобии;

♦ в демократических обществах — развитию демократической культуры по пути большей партисипаторности и ориентированности на конкретные проблемы (табл. 16.4).

Ядром теории постматериалистической культуры Инглхарта является теория межгенерационной перемены ценностей, которая объясняет, что человечество перейдет от современных индустриальных материалистических ценностей к ценностям постматериалистическим постепенно, от поколения к поколению.

Таблица 16.4. Характеристики ценностных систем материалистического и постматериалистического общества

Материалистическое общество

Постматериалистическое общество

1. В политике

Потребность в сильных лидерах. Приоритетность порядка. Ксенофобия, фундаментализм

Меньшая значимость политического авторитета. Приоритетность самовыражения, политического участия. Экзотика/новизна — стимулирующий фактор

2. В экономике

Приоритетность экономического роста. Достижительная мотивация. Противопоставление индивидуальной и государственной собственности

Высшая приоритетность качества жизни. Субъективное благополучие. Снижение авторитета как частной, так и государственной собственности

3. Сексуально-семейная нормативность

На первом плане — максимизация репродуктивности, но только в рамках полной (гетеросексуальной) семьи

Сексуальное удовлетворение в соответствии с индивидуальным выбором. Индивидуальное самовыражение

4. В религии

Акцент на значимости высшей силы. Абсолютные правила. Акцент на предсказуемости

Меньшая значимость религиозного авторитета. Гибкие правила, ситуационная этика. Акцент на смысле и назначении жизни

Источник: Инглхарт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества // Полис. 1997. №4. С. 6-23.

324 Глава 16. Политическая культура

Свои теоретические выводы Инглхарт подтверждает эмпирическими замерами. В книге «Культурный сдвиг в зрелом индустриальном обществе» (1990) он привел данные, что в Западной Европе и Северной Америке в 1970-х гг. соотношение между «материалистами» и «постматериалистами» было 4 : 1, а к 1988 г. стало 4 : 31. В монографии «Модернизация и постмодернизация» (1997) он утверждает, что переход на постматериалистические ценности затронул также и народы Восточной Европы, так как безопасность существования в период с 1950 по 1980 г. (шаг замеров тридцать лет — время прихода нового поколения) была значительно выше, чем в период с 1915 по 1945 г.2