Теория политики: Учебное пособие

Автор: | Год издания: 2008 | Издатель: СПб: Питер | Количество страниц: 464

16.5. Альтернативные подходы к исследованию политической культуры

При всей теоретической и эмпирической тщательности исследований Инглхарта политологам следует признать, что он уходит от основного тезиса политического дискурса — тезиса о соответствии политической культуры политической системе, об их соотношении, взаимодействии и взаимовлиянии. Поэтому приведем пример типизации политических культур при помощи нарративного метода, т. е. описания характерных черт культур той или иной политической системы. Исходя из основного противостояния XX в., противостояния между демократией и тоталитаризмом (см. главу 6 «Теория политической системы»), по нашему мнению, двумя основными конкурирующими культурами в этот период были демократическая и тоталитарная.

Тоталитарная политическая культура имеет своим прообразом подданническую культуру, или «культуру повиновения» (Алмонд). Для нее характерны жесткое управление политической системой, обществом со стороны господствующей политической партии, централизация и унификация воспитания и образования, жесткий контроль над политической деятельностью граждан. Характерными чертами такого типа политической культуры являются не проведение выборов, а демонстрация единства власти и народа, не выражение групповых интересов, а показ единодушия народа, не представление своей индивидуальности, а растворение в коллективе. Политические мероприятия в обществе тоталитарной политической культуры имеют показной, де-

1Inglehart R. Culture Shift in Advanced Industrial Society. N.Y, 1990. P. 66.

2 Inglehart R. Modernization and Postmodernization. N.Y, 1997. P. 216.

16.5. Альтернативные подходы к исследованию политической культуры 325

16.5. Альтернативные подходы к исследованию политической культуры 327

Рис. 16.2. Процесс политической культуры

своей стороны отметим, что ни географически, ни исторически, ни геополитически, ни лингвистически, ни экономически, ни тем более в религиозном и культурном отношении Россию невозможно отделить от Европы. Другое дело, что российская политическая культура имеет свои особенности, вызванные отличиями географического положения, климата, ее истории, религии, ее развития и образа жизни. Суть этих особенностей, по нашему мнению, в следующем:

географически Россия продолжает оставаться крупнейшей по площади страной мира; она обладает огромными энергетическими и другими ресурсами. Это не может не сказываться на образе мышления россиян, их если не снисходительном, то по крайней мере не восторженном отношении к другим, даже самым передовым и технически вооруженным народам, их политической культуре, в том числе таким ее составляющим, как конституционализм, парламентаризм, демократия, политическое участие. С другой стороны, огромные размеры России и гигантская протяженность ее границ позволяют россиянам иметь контакты не только с европейцами, но и с самыми разными народами Азии, что также не способствует принятию европейских политических ценностей;

геополитически Россия продолжает оставаться крупным игроком мировой политики; она обладает всеми видами оружия массового поражения, в том числе ядерным, она постоянный член Совета Безопасности ООН, она стала членом «Большой восьмерки»; Россия сохраняет высокий геополитический статус и довольно высокий международный авторитет. Всем этим гордятся многие россияне. Отсюда понятно, почему они не торопятся перенимать ценности и образцы поведения западной политической культуры;

328 Глава 16. Политическая культура

исторически Россия соседствует с Западной Европой, и из трех самых кровавых и разрушительных нашествий на Россию два (Наполеон и Гитлер) пришли из Европы. А военные союзы и военные противостояния оказывают огромное воздействие на формирование политической культуры. Последнее противостояние в холодной войне также не забыто россиянами. С другой стороны, россияне понимают, что большинство научных, технических, социальных и политических новаций поступало в Россию именно из Европы. С XVIII в. правящая династия в России была европейской, все дворянство, офицерство, чиновничество, педагогическое сообщество, а затем и разночинная интеллигенция получали европейское воспитание и образование, владели европейскими языками. Но так уж сложилось по многим причинам, что именно политические новации принимались в России в последнюю очередь.

Кроме того, православная ветвь христианства, к которой принадлежит большинство верующих россиян, до сих пор не имеет с другими христианскими вероисповеданиями нормальных отношений, что также разделяет европейскую и российскую политические культуры. Россия продолжает оставаться многоконфессиональной, многонациональной и многоэтнической страной, что существенно замедляет рост политической активности и общей политической культуры. Не способствовала формированию у россиян гражданской политической культуры и политическая система, существовавшая до начала 1990-х гг.

Однако основное направление изменений политической культуры россиян с учетом направленности реформ и развития страны — это, безусловно, тенденция к формированию гражданской политической культуры. Следует отметить, что культурные изменения происходят достаточно медленно, в течение десятков лет. Основные механизмы этих перемен, как считают политологи, — это ресоциализация и приход в политическую жизнь новых поколений.