Теория политики: Учебное пособие

Автор: | Год издания: 2008 | Издатель: СПб: Питер | Количество страниц: 464

17.2. Подходы к рассмотрению политического сознания

В науке в настоящее время сложились две точки зрения на сущность политического сознания1.

Сторонники бихевиорального подхода рассматривают политическое сознание как форму рационального мышления человека, всю ту совокупность его воззрений и представлений, которую он использует при осуществлении своих ролей и функций в сфере власти. С этой точки зрения политическое сознание предстает как развернутое и как бы наложенное на политику мышление человека. При таком подходе отсутствуют какие-либо специальные требования к выработке человеком своих позиций, оценок политических событий и соответственно снимается проблема формирования политического сознания.

Аксиологический подход относится к политическому сознанию как к определенному уровню социального мышления. С этой точки зрения в него входят также различные обыденные, общечеловеческие воззрения и ценности, но суть политического сознания людей определяется его способностью и умением вычленять их групповые интересы, сопоставлять с другими групповыми потребностями, а также видеть пути и способы использования государства для решения задач по их реализации. Таким образом, политическое сознание понимается как тот уровень представлений, на который может подняться человек для оптимизации своего политического участия и выполнения необходимых функций в сфере власти.

В рамках такого подхода выделяется две разновидности форм сознания — политическое и предполитическое, или потестарное (от лат. potestas — власть), ориентирующиеся на различные принципы и критерии отражения действительности. Политические формы сознания предполагают способность человека вычленять в социальной жизни динамику межгрупповой борьбы за власть, умение вырабатывать оценку политических отношений с учетом целей соперников, средств и степени их достижения в рамках краткосрочной или долгосрочной перспективы развития, навыки прогнозирования условий проигрыша (выигрыша) и других параметров этого взаимодействия. Такого рода воззрения, дополняясь этическими суждениями, позволяют людям осознавать ограниче-

1Соловьев А. И. Политология: политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. М., 2001. С. 331-333.

17.3. Уровни и формы политического сознания 335

ния политических методов борьбы, относить себя к сторонникам левых или правых политических движений.

В противоположность этому предполитические формы сознания базируются на исключительно моралистских критериях оценки политических изменений, которые улавливают только внешние социальные взаимосвязи и потому трактуют все интересы в рамках эмоционально-нравственных предпочтений: плохо/хорошо, справедливо/несправедливо. В силу такого восприятия политической реальности постоянно развивается идеализация политической жизни, рождаются болезненные этнофобии, агрессивность, апатия, бунтарство.

Функции политического сознания зависят от степени детерминации, характера взаимодействия индивидов в социально-политическом пространстве. По данным критериям исследователи выделяют следующие функции: когнитивную (потребность в познании человеком различных сторон мира политики); идеологическую (осознание заинтересованности субъектов в обретении и популяризации собственного видения политического мира); коммуникативную (обеспечение взаимодействия субъектов политики с институтами власти); прогностическую (способность индивидов и групп к формулированию целей, перспективной оценке направлений развития политических процессов); воспитательную (возможность влиять на политическое поведение в соответствии с определенными целями, идеалами).

Степень полноты и характер реализации этих функций могут существенно меняться в зависимости от характера политических процессов. Так, потребность в реализации когнитивной функции возрастает в условиях повышения гражданской активности людей, их заинтересованного участия в политике. Напротив, в переходных процессах активизируется Идейная функция, так как в политическую жизнь активно включаются различные субъекты, обладающие собственным видением политических изменений и преобразований.