Теория политики: Учебное пособие

Автор: | Год издания: 2008 | Издатель: СПб: Питер | Количество страниц: 464

17.4. Утопическое сознание

Под утопизмом в политическом сознании подразумевают систему трансцендентного знания о желаемом политическом устройстве общества, которое не может быть достигнуто в данных исторических условиях. Содержательно политические утопии устремлены в будущее, функционально они являются критикой современной политической реальности. Утопизм массового сознания всегда связан с социальными надеждами, что позволяет людям выживать в сложных жизненных ситуациях.

В любом политическом сознании содержатся элементы утопичности. В современном демократическом обществе политические утопии возникают в силу того, что определенные политические проекты нельзя реализовать не вообще, а именно в данной ситуации. Вместе с тем утопическое сознание масс в условиях демократии может существенно деформировать политику, порождая популистские настроения.

К. Мангейм считал утопичным такое сознание, которое не находится в соответствии с окружающим его «бытием». Характерным признаком утопического сознания, выделяемым многими исследователями, является трансцендентность, понимаемая как выход за границы реальности, переход (по К. Мангейму) в действие, которое «частично или полностью взрывает существующий в данный момент порядок вещей»1.

Обращенность к будущему уже выводит мысль за пределы реальной действительности. Но трансцендентность утопии более радикальна: это выход за границы не только действительного, но и возможного, каким оно представляется в перспективе логики развития существующего мира.

Под утопией понимается идеальное, совершенное общество, устроенное согласно человеческому разуму и воле, а не естественный продукт исторического развития. С. Л. Франк к утопизму относит «не общую мечту об осуществлении совершенной жизни на земле, свободной от зла и страдания, а более специфический замысел, согласно которому совершенство жизни может — а потому и должно быть как бы автоматически обеспечено неким общественным порядком или организационным устройством...»2. Следовательно, утопическое же сознание ориентировано на идеал совершенного общества.

1Мангейм К. Идеология и утопия // Утопия и утопическое сознание. М., 1991. С. 164.

2Франк С. Л. Ересь утопизма // Социологические исследования. 1994. № 1. С. 126-127.

17.4. Утопическое сознание 339

340Глава 17. Политическое сознание

ние построить совершенное общество посредством выдвижения разумных принципов и целей и осуществления тотального контроля над их реализацией.

Путь к совершенству через устранение всего несовершенного, относительного означает отказ от одной из сторон противоречий реальной жизни, что неизбежно ведет на практике к разрушению реальной жизни и замене ее миром вымышленным. Утопическое сознание ориентируется на то, чего нет в действительности, выходит за пределы реальности.

Утопизм не только никогда не достигал на практике поставленной им цели, но приводил к результатам прямо противоположным: вместо искомого царства добра и правды он вел к господству неправды, насилия и злодейств; вместо желанного избавления человеческой жизни от страданий он приводил к их умножению. Как отмечает С. Л. Франк, «никакие злодеи и преступники не натворили в мире столько зла, не пролили столько человеческой крови, как люди, хотевшие быть спасителями человечества»1.

К будущему обращается не только утопия, но и прогностика. Идеалы присутствуют во всех формах общественного сознания. Утопизм же во имя идеала попирает традиции, насильственно прерывает связь времен, а человека лишает права свободного выбора своего пути в рамках выпавших на его историческое время возможностей. Поскольку ни общественный идеал, ни образ желаемого общества, являющиеся атрибутами утопии, невозможно устранить, не разрушив природу человека, то противостоять пагубным последствиям утопизма можно и с помощью альтернативных утопий. Так, например, О. Тоффлер призывал создавать «фабрики утопий».

Определяющим элементом утопичности современного массового политического сознания может являться убеждение населения в том, что успеха можно добиться без политической и гражданской активности, без сознательного отношения к процессам реформ, что может привести к безответственности власти.