Автор: Исаев Б.А. | Год издания: 2008 | Издатель: СПб: Питер | Количество страниц: 464
Обращение к мифам в политике характерно для всех государств. Оно связано с особыми социально-политическими и экономическими ус-
1Франк С. Л. Ересь утопизма // Социологические исследования. 1994. № 1. С. 127.
17.5. Политические мифы 341
ловиями, которые не позволяют решать сложные проблемы за счет реально существующих средств и вынуждают политиков с помощью мифов воздействовать на массовое сознание людей и тем самым отвлекать их хотя бы на время от назревших и трудно разрешимых противоречий.
На влиятельность мифов обращали внимание Г. Алмонд и С. Верба. Так, изучая гражданскую политическую культуру, они отмечали, что взаимоотношения индивида с правительством не являются чисто рациональными, поскольку включают в себя приверженность демократическому мифу о компетентности гражданина. Тем не менее этот миф влечет за собой важные последствия, так как вера в потенциальную влиятельность обычного человека указывает на реальный поведенческий потенциал1.
Попытка в теории представить мифы как нечто архаичное, утерявшее свое значение в современных условиях, на практике себя не оправдала. Реальная действительность доказывает, что одни мифы исчезают, другие появляются. К. Мангейм писал: «...жизнь без коллективных мифов трудно переносима»2.
Замена одних мифов другими — явление закономерное для периодов революций и реформаций, так как политические цели меняются коренным образом и требуют обеспечения веры в ту или иную идею, а также поддержки соответствующих политических акций со стороны народа.
Чем дальше общество продвигается в своем развитии, тем изощреннее и привлекательнее становятся мифы, тем сложнее они поддаются распознаванию. Мифы все больше приобретают актуальность и конкретную направленность, отвечающую потребностям времени. Мифы о «мудрой политике правительства», «о возможных переменах к лучшему» и т. п. используются как сильный аргумент легитимации власти.
Интерес к мифам со стороны исследователей проявляется давно. Изучением этой проблемы занимались Э. Кассирер, 3. Фрейд, А. Розенберг, Ж. Сорель, П. Сорокин, А. Камю. Предметом изучения этих исследователей были мифы, относящиеся к сфере культуры, но многие их рассуждения вполне применимы и к политическим мифам. Те и другие имеют общую природу и аналогичные свойства: некритическое, эмоцио-
1Алмонд Г. А., Верба С. Гражданская культура и стабильная демократия // Антология мировой политической мысли. В 5 т. М., 1997. Т. П. С. 600.
2Мангейм К. Идеология и утопия // Утопия и утопическое сознание. М., 1991. С. 36.
342 Глава 17. Политическое сознание
17.6. Политический менталитет 343
верждаются наиболее легко в странах, где существуют кризисные ситуации, а люди не обладают достаточным уровнем политической культуры. В таких условиях усваиваются любые мифы, в том числе противоречивые, нелепые и утопичные.
Однако наличие этой закономерности не исключает утверждения политических мифов и в странах с благополучной социально-политической ситуацией, где в качестве предпосылки выступают желания и надежды людей как коллективное бессознательное, нуждающееся в соответствующем оформлении (в том числе и в мифе).