Теория политики: Учебное пособие

Автор: | Год издания: 2008 | Издатель: СПб: Питер | Количество страниц: 464

18.2. Глобальные (или мировые) идеологии

Если учитывать степень охвата идеологий, то они могут делиться на глобальные, претендующие на объяснение всех фактов мироздания, и частные, затрагивающие лишь одну проблему. Ко второй категории идеологий можно отнести национализм, являющийся, в сущности, самой распространенной из мировых идеологий, но все же затрагивающий лишь частные проблемы конкретных этносов, а также такие идеологические направления, как антиклерикализм, различные варианты правого или левого радикализма. Большинство частных идеологий отражали конкретные проблемы отдельных государств и этносов в определенный исторический период (например, бонапартизм, голлизм, перонизм и пр.).

В истории общественной мысли неоднократно возникали идеологии, также претендующие на глобальность (например, ранее фашизм, в наши дни — феминизм, экологизм), однако их все же можно отнести к частным идеологиям. Впрочем, некоторые из них в дальнейшем могут превратиться в глобальные идеологии.

Глобальными могут считаться лишь три группы идеологий (или мегаидеологии) — либерализм, консерватизм и социализм. Эти группы идеологий потому и являются глобальными, что защищают какую-то одну из важнейших для человека ценностей. Для либерализма главной ценностью является свобода, для консерватизма — порядок, для социализма — справедливость. Все эти мегаидеологии имеют свои корни в самой сущности человека. Каждый индивид накапливает опыт поколений предков (консерватизм), стремится быть свободным (либерализм) и жаждет справедливости (социализм).

Столетие между серединой XIX и серединой XX в. было временем «классических» форм глобальных идеологий. Собственно, почти все то, что сообщают об идеологиях и в наши дни, относится именно к «классическим» формам. Поэтому не будем подробно рассматривать идеологии той эпохи, напомним лишь их фундаментальные черты.

Либерализм. Большинство либеральных концепций XIX-XX вв. защищали свободу именно в негативном понимании — «свободу от» власти государства, церкви, даже общества. Либералы даже пришли к выводу, что не существует самого понятия «общества». Кредо радикальных либералов (либертарианцев) сводится к такой формуле: «Нет проблемы "человек и общество" — есть проблема "я и другие люди"».

Со второй половины XIX в. сложились следующие направления европейского либерализма:

18.2. Глобальные (или мировые) идеологии 351

18.3. «Постклассические» идеологические течения в XXI в, 355

сохранить и расширить свое прежнее влияние. В результате, как отметили политологи, в XXI в. Европа «вошла с левой ноги».

С 1951 г. существует международное объединение социал-демократических партий — Социалистический Интернационал (Социнтерн), считающийся продолжателем II Интернационала. В настоящее время в Социнтерн входят почти 100 партий и объединений.

Коммунизм. Коммунизм появился в виде партии русских большевиков в 1903 г., т. е. еще до окончательного раскола международной социал-демократии. Под руководством Ленина большевики в ноябре 1917 г. взяли власть в своируки и осуществили грандиозный эксперимент по созданию качественно нового общества.

Под влиянием большевизма возникли коммунистические партии в большинстве стран мира. В 1919-1943 гг. общее руководство ими осуществлял III (Коммунистический) Интернационал, или Коминтерн. В годы Второй мировой войны коммунисты играли выдающуюся роль в сопротивлении фашизму, что весьма способствовало популярности коммунистических партий после войны.

Однако сам коммунизм быстро раскололся на ряд направлений. В 1960-е гг. из международного коммунизма выделился маоизм, увлекший за собой многие партии в странах Азии и Латинской Америки. Свое название это направление получило от лидера коммунистов Китая Мао Цзедуна (1893-1976). Основные постулаты маоизма заключались в том, что:

1) рабочий класс Запада перестал быть революционной силой;

2) западные компартии, отражая интересы подобного класса, также перестали быть революционными;

3) социалистические страны во главе с СССР заинтересованы в мирном сосуществовании с Западом и поэтому не могут быть движущей силой мировой революции;

4) революционную роль могут играть лишь крестьяне стран третьего мира (недавних колоний), причем их борьба может носить характер партизанской народной войны.

Все это делает коммунистическое направление в социализме достаточно ослабленным даже на фоне ослабления остальных мировых идеологий.