Автор: Исаев Б.А. | Год издания: 2008 | Издатель: СПб: Питер | Количество страниц: 464
Прямо противоположный православию путь прошла Церковь на Западе прежней Римской империи. Светская власть на Западе рухнула уже в 476 г., и на несколько веков каких-либо крупных государств в этой части христианского мира не было. Мелкие и мельчайшие королевства составляли политическую карту Западной Европы раннего Средневековья. Но все эти мелкие государства объединялись христианством. Со времен Римской империи сохранились жесткое централизованное иерархичное устройство Церкви и латинский язык в качестве главного языка. При этом на Западе был только один город, архиепископ которого считался одним из самых влиятельных в христианском мире и носил титул папы. В результате в средневековой Европе сложился папоцезаризм — идея превосходства церковной, представленной папой Римским, над светской властью.
Правда, все это было в теории, а на деле папство оказалось в опасной зависимости от франкских королей. Самый знаменитый и могущественный их них, Карл Великий, даже короновался в 800 г. как император восстановленной Римской империи (заметим, не империи франков, а именно как император Рима).
Впрочем, уже вскоре империя Карла распалась и папство попыталось подчинить себе светских властителей. Начиная с IX-X вв. формулируется так называемая теория двух мечей, согласно которой для защиты христианства Богом были даны два меча — церковный и светский. Оба они передаются церкви, которая, сохранив для себя духовный меч, светский передала монарху. Поэтому он должен подчиняться церкви. Однако сторонники независимой царской власти, напротив, утверждали, что императоры получили свой меч непосредственно от Бога. При наиболее могущественных папах теория «двух мечей» означала, что светские правители должны всего лишь выполнять повеления пап. Короля, не подчиняющегося папе, можно сместить, заменить, проклясть, даже убить. Его «меч» также принадлежит Церкви. Священническое служение рассматривается как высшее, а императорское — как низшее и даже ему подчиненное. С такой точки зрения император возводится на престол «по воле (nutu) Бога и святого ключника Петра».
Но такое положение сохранялось недолго. По мере формирования и укрепления национальных государств папство все больше само по-
378 Глава 19. Религия и политика
19.4. Политические доктрины христианства 379
к христианству не столько как к религии, сколько как к великой исторической традиции. В этом смысле христианско-демократические партии могут считаться не религиозными, а консервативными партиями. Не случайно в ряде стран Европы христианско-демократические партии являются интерконфессиональными, объединяя представителей различных конфессий и даже неверующих.
В целом католическая церковь и в наши дни остается одной из наиболее влиятельных сил в современном мире.